Ольга Павлова
«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад с. Рахмановка Пугачевского района
Саратовской области»
Формирование целостной картины мира познавательно – экологического направления в старшей группе.
Тема: «Знакомство с объектами живой и неживой природы»
Воспитатель
Павлова О. Н.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
«Музыкально-художественная деятельность».
Публикация «„Знакомство с объектами живой и неживой природы“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
«Игровая деятельность»
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей.
Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, зрительное восприятие. Воспитывать любовь и интерес к природе, умение сопереживать. Развитие игровой деятельности детей.
Предшествующая работа: Занятие и беседы об окружающей природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, о месте человека в природе, о взаимодействии человека с природой. Чтение стихов, загадок о природе. Наблюдения.
Организационная работа: создание гигиенических условий: перед началом занятия протереть пол, проветрить помещение.
Материалы к занятию : Сказочный персонаж мальчик – луковка Чиполлино. Набор картинок: «Живая природа», «Неживая природа».Изготовленный ранее плакат, на котором изображены объекты живой и неживой природы, изделия и постройки, природные явления. Предметы живой природы, неживой природы. СD-диск «Музыка- звуки природы» Яблоко. Мяч. Карточки с лицами человечка (улыбающееся, с прямым ртом, грустное). Карточки с цветом. Таблица.
Ход НОД: Встреча ребят со сказочным героем Чиполлино в уголке природы.
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, кто находится рядом с нами в уголке природы, кто нас окружает?
Ответы детей: нас окружают разнообразные комнатные растения.
Воспитатель: обратите внимание, к нам в уголок природы пришел сказочный персонаж мальчик-луковка Чиполлино. Мы знаем его по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Это жизнерадостный, веселый мальчик. Он помогает своим друзьям, всегда спешит на помощь, если в нём нуждаются. Но сейчас Чиполлино плачет. Что же случилось?
Чиполлино : «Я сейчас один, никому не нужен. Только я появляюсь, у людей наворачиваются слёзы. Мне так грустно!»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ему. Посмотри, Чиполлино, какая у тебя красивая луковичная голова, на ней распускаются зелёные листья. Ты похож на растения, которые растут в нашем уголке природы. Они очень важные жители нашего дома! Ребята, давайте узнаем вместе с Чиполлино о том – кто такие растения и другие объекты природы, которые нас окружают, и той роли, которую они играют в нашей жизни.
Воспитатель: «Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг
Небо светит голубое
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года-
Это всё вокруг….
Ответы детей: Природа.
Воспитатель: о каких объектах и явлениях природы, говорится в этом стихотворении?
Ответы детей: Небо светит, солнце, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает, поле, речка, трава, горы и т. д.
Чиполлино: А я давно дружу с растениями и о других природных объектах много знаю. Все то, что окружает человека и не сделано его руками, называется объектами природы.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите плакат «Окружение человека» и расскажите Чиполлино, что изображено на плакате (на плакате изображены объекты живой и неживой природы, изделия и постройки, природные явления).
Чиполлино: Какие объекты живой природы изображены на плакате?
Ответы детей: это растения, грибы, животные, птицы, насекомые – бабочки, пчёлы; звери- белка, олень; люди – мальчик и девочка.
Воспитатель: знаете ли вы, ребята, что объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются. Ребята, давайте, изобразим объекты живой природы, которых мы видим на рисунке. (Дети имитируют движения растений и животных).
Чиполлино: Какие объекты неживой природы изображены на плакате?
Ответы детей: это солнце, воздух, почва, вода.
Чиполлино: а какие ещё объекты неживой природы вы знаете?
Ответы детей: камни, полезные ископаемые.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но мы часто замечаем, как изменяются объекты неживой природы : падает снег, идёт дождь, тает лёд.
Все изменения, которые происходят с объектами неживой и живой природы, называются явлениями природы.
Чиполлино: Какие явления природы изображены на плакате?
Ответы детей: листопад, опыление цветков насекомыми, добывание пищи дятлом, подготовка зверей и птиц к зиме.
Воспитатель: Ребята, изобразите, как кружатся листья во время листопада, снежинки во время снегопада, как дует ветер. А кто- то пускай будет пчелками, опыляющими цветки. А как разные звери запасают и прячут корм на зиму и др. (слова воспитателя сопровождаются эмоциональными движениями детей).
Чиполлино: Ребята, а как называются объекты, которые сделаны руками человека? (это изделия и постройки) назовите их.
Ответы детей: Дом, забор, книга, шахматы, лопата и др.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем.
Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех словосочетаний : «объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты, сделанные руками человека». Тот, кто поймал мяч, должен назвать любой объект природы (явление природы) или объект человеческой деятельности, на который указал ведущий.
Чиполлино: И я хочу поиграть, угадай, что у меня в руке?
Дети стоят, выстроившись в круг. Чиполлино вызывает одного ребенка в центр круга, просит его закрыть глаза и кладет в его руки предмет. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнать на ощупь. Ребенок называет предмет, открывает глаза и определяет к какой группе объектов («объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты сделанные руками человека» относится названный предмет.
Воспитатель: (организовывает беседу с ребятами по теме «Природа в жизни человека», используя стихотворение:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Всё - по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.
Ребята, чему учит нас природа?
Ответы детей: правдивости, чистоте, доброте, скромности, учит крепкой дружбе.
Воспитатель: (игра размышление)
Ребята, возьмите в руки яблоко и скажите: «Всё яблоко – это наша планета Земля». На планете Земля живут разнообразные живые организмы (объекты живой природы).
Три четверти поверхности Земли занимает вода (с этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите). Одна четвертая поверхности Земли – суша. Разделите эту четвертушку на две восьмушки. Одна восьмая поверхности Земли составляет ту сушу, на которой почка отсутствует. Это Антарктида, высокие горы, пустыни ит. д. Оставшаяся одна восьмая поверхности Земли покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т. д.
Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почками. Но почка – это только тонкий слой земной коры. Это тонкая кожура яблока. Берегите нашу Землю!
Три клада у природы есть :
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы не грянула беда –
Целы они – жизнь возродится снова.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.
«Ходят капельки по кругу»
Эта игра интересная и волшебная. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Игра «Барометр настроения»
Воспитатель: Ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что бы вы хотели ещё узнать об объектах природы? Ваши пожелания!
По окончании занятия детям, предлагается выбрать лицо человечка (если занятие понравилось – улыбающееся; не очень понравилось – с прямым ртом; не понравилось – грустное) и карточку с цветом. Выбор ребенка заносится в таблицу.
№п. п Фамилия имя ребенка возраст выбор ребенка
начало занятия
лицо цвет Выбор ребенка
завершение занятия
лицо цвет
1.
• Воспитатель: Ребята, давайте вернемся в группу, скажем «спасибо!» Чиполлино за интересное общение. Мы с ним ещё встретимся!