Александра Г
Консультация для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это период в жизни детей, который очень важен для развития ребёнка, ознакомлением его с незнакомым удивительным, разнообразным окружающим миром
Одним из наиболее близких и доступных видов работ детей является изобразительная деятельность, особенно – рисование, которое является важным средством эстетического воспитания: оно помогает детям выразить свое представление об окружающем мире (создает положительный настрой, развивает творческие способности, фантазию и воображение, закрепляет знание о форме и цвете.
Желание рисовать заложено в ребёнке с раннего детства на генетическом уровне.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
2. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.
3. Развитие творческого потенциала.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
С раннего возраста каждый ребёнок рисует всё, что ему захочется и везде где только можно на бумаге, обоях, асфальте, песке и т. д. У каждого ребёнка своя фантазия и воображение.
Рисование нетрадиционными способами, открывает детям удивительный мир использования различных материалов и предметов, для создания рисунков, в которых проявляются индивидуальные возможности каждого ребёнка, соответствующие его возрастным особенностям. Сколько много интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д) можно найти дома. Гуляя с ребёнком можно обратить его внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми эти предметы можно использовать изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использование нетрадиционных техник:
• развивает уверенность в своих силах, снятию страхов.
• развивает пространственное мышление
• учит детей свободно выражать свой замысел
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей использовать в работе разнообразные материалы.
• развивает чувство композиции,
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает фантазию, творческие способности, воображение.
• дарит широкую гамму положительных ощущений и эмоций
Также необходимо освоение детьми художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Детское творчество предполагает создание детьми, новых способов нетрадиционного рисования, которые возникают в течение ранее усвоенных ими способов изображения, а также классической технике рисования. Для подготовки не понадобится много времени и умений, а наши дети на некоторый период времени будут заняты нужным, интересным и полезным делом.
Существует несколько методов нетрадиционного рисования. Доступность их использования определяется возрастными особенностями дошкольника. Некоторые из них:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок - жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить более трудные методы и техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Подробное описание некоторых методов нетрадиционной техники рисования:
Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, бумага любого цвета, салфетки. Получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки, различные линии, завитки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После окончания рисунка, проверить, чтобы на каждом пальчике был свой цвет. Дети могут рисовать пальцами обеих рук, что способствует развитию мелкой моторике рук. По окончанию работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Рисование ладошкой.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, бумага любого цвета и формата, салфетки. Получения изображения: ребенок опускает ладошку в гуашь или окрашивает ее кисточкой (№10) и затем плотно прикладывает к бумаге и делает отпечаток. Рисуют как правой, так и левой руками, окрашенными разными цветами, создавая рисунок (солнышко, ёлочку, цветы). По окончанию работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Тычок - жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист или контур. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Скатывание бумаги.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон, гуашь. Получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. С Скатывает из нее шарик, различных размеров (маленького - большого). Затем бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на картон, создавая различные образы (фрукты, овощи, кроны деревьев и т. д., если используется в работе белая бумага то, затем она закрашивается в необходимый цвет (яблоко – красное или жёлтое).
Оттиск смятой бумагой.
Материалы: блюдце заполнено гуашью или со штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанная гуашью, бумага любого цвета и размера, смятая белая бумага. Получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу в гуашь или к штемпельной подушке с гуашью, затем наносит оттиск на бумагу (крона дерева, снежные сугробы, земля покрытая осенней листвой).
Восковые мелки + акварель.
Материалы: восковые мелки, белая бумага, акварель, кисти. Получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге разные предметы или контуры предметов. По нарисованному изображению, закрашивается лист акварелью одним или несколькими цветами. Рисунок мелками проявляется и остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Материалы: свеча, бумага, акварель, кисти. Получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью одним или несколькими цветами. Рисунок свечой остается белым и не закрашивается
Точечный рисунок.
Для реализации рисование точками можно использовать фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка или деревянный кончик кисточки окунается в густую краску. Дальше принцип нанесения точек такой же.
Кляксография
Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что она похожа?", "Кого, что она напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение ребёнка. После показать следующий этап - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Набрызг.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть или зубная щётка, кусочек плотного картона, трафарет. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть или зубную щётку ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно использовать в работе трафарет и путём набрызгивания получить нужный закрашенный предмет или его контур.
Отпечатки листьев.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Получения изображения: листок дерева или любого растения ребенок покрывает разных цветов, потом прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Черешки у листьев веточки дорисовать кистью.
В работе рисования «отпечатка» можно использовать не только листья,но и различные предметы (пробки, листья салата, поролон, вырезанные предметы на картофели – печать и т. д.)
Разрисовка маленьких камешков.
Материалы: гуашь или фломастеры, бесцветный лак, камушки разных размеров. Ребенок изображает на плоскости камней различной формы (используются морские камешки, так как они гладкие и имеют различную форму и цвет) какой образ создать дети решают сами (взрослые могут помочь ребёнку). Один камешек лучше подрисовать под цветочек, другой - под жучка, а на третьем интересный орнамент или портрет. На камешек наносится яркая густая краска кисточкой или фломастером - рисунок готов. Если вы хотите его сохранить и использовать в домашнем интерьере, то после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. Рисунок на камешке начинает блестеть, ярко переливаться и даёт объёмность рисунку
Метод монотипии
Материал: бумага, гуашь, целлофан, кисти.
Монотипия - это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком или пупырчатом целлофане рисую краской с помощью кисточки, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. Пока краска не высохла, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу, как бы промокают рисунок, а потом убирают целлофан. Получается два рисунка, изображение остается на целлофане и на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисти, блюдечко с водой, кусок ваты. Перед началом рисования необходимо сделать бумагу немного влажной, но не мокрой (рисунок может не получится).намочить в чистой воде кусочек ваты и провести по всему листу или только по отдельной части, если это необходимо для создания рисунка. Потом пока бумага влажная рисовать на ней задуманный рисунок. Такая техника используется для рисования как бы в тумане, создание неясных образов «Дождик в лесу», «Поляна утром», «Осенняя аллея», «Ёжик в тумане» и т. д.
Дети сами могут предлагать разные способы нетрадиционного рисования, имея опыт и знания рисования разными способами, если только им предложить тему рисования.
Ознакомится с разнообразными способами рисования можно в следующей литературе:
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
часть1 и часть 2
А. В. Никитина «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
О. А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев»
М. В. Пискарь, С. А. Сичкорез «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования»
И,В, Дубровская «Рисунки из ладошки», «Рисунки спрятанные в пальчиках»,
и «Яркие ладошки»