Ольга Ф
Конспект занятия «Знакомство с музыкальными произведениями удмуртских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с музыкальным наследием родного края, узнать о жизни и творчестве удмуртских композиторов.
Задачи:
Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
Развивать познавательные и творческие умения детей.
Развивать культуру слушания классических произведений, приобщаться к активному слушанию музыки.
Развивать воображение, умение сравнивать, анализировать.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с музыкальными произведениями удмуртских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Воспитывать любовь к родному краю,интерес к удмуртской музыкальной культуре, эмоционально откликаться на музыку.
Оборудование:
Аудиозаписи музыкальных произведений Г. А. Корепанова : «Родной Кам- шурмы»(«Родная Кама-река», А. Г. Корепанова: Гимн Удмуртской Республики, фортепьянные пьесы: «Солнце и туча», из «Альбома первоклассника» : «Комары одолели», «Танцующий слон».
Презентация, иллюстрации к музыкальным произведениям,
Музыкальные инструменты : бубенцы, металлофоны, бубны, барабаны, треугольник, колокольчики, ложки, трещётка.
Атрибуты: на палочках солнышки, голубые султанчики, маска лягушки, шапочки комаров.
Флаги России и Удмуртии, куклы в удмуртских костюмах, книги об Удмуртии, стенд, оформленный к Дню государственности Удмуртии
Предварительная работа:
Беседы об Удмуртии, об удмуртском костюме, символах, известных людях, прославивших республику.
Продолжительность:30 минут
Ход занятия:
1Слайд:
Дети заходят в зал под музыку Г. А. Корепанова «Родной Кам- шурмы».Музыкальный руководитель встречает в удмуртском костюме.
-Зечбуресь, пинальёс! Здравствуйте, ребята! Вы обратили внимание, я вас встретила в национальном удмуртском костюме? Мы с Вами уже говорили о нём. А сегодня познакомимся с музыкой родникового края.
Почему так называют Удмуртию? Ответ детей.
-Наш край славится своей красивой природой и чистыми родниками! Поэтому и музыка здесь звучит мелодичная и напевная, как ручеёк!
-Кто создаёт музыку? Ответ.
-Композиторы сочиняют музыку, и в Удмуртии есть свои национальные композиторы, которые прославляют своей музыкой родной край. Сегодня мы познакомимся с несколькими из них.
2Слайд:
Герман Афанасьевич Корепанов родился 30 июля 1924г. В селе Селты. Музыкой начал заниматься с детства. Был одарённым мальчиком. В годы войны служил на Дальнем Востоке и тогда начал писать первые марши и вальсы для духового оркестра. После войны он решил стать композитором. Музыка Германа Корепанова отличается мелодичностью. Когда вы входили в зал звучала его музыка «Родной Кам-шурмы»( «Родная Кама-река») Мы с вами знаем символы нашей республики. (флаг, герб и гимн).
Мелодия из этой песни положена в основу гимна Удмуртии.
3 Слайд:
Сейчас мы ещё раз её послушаем. Слушание.
-Вам понравилась музыка? Какие чувства она у вас вызвала?
Красоты, широты, раздолья, любви к нашему краю. Мелодия очень напевная, льющаяся, как река.
4 Слайд:
У Германа Афанасьевича родился сын Александр, отец привил ему любовь к музыке, он вырос, и он тоже стал композитором. На мелодию песни отца «Родной Кам-шурмы», он написал Гимн Удмуртии, удмуртский текст написала Т. Г. Владыкина, русский –А. А. Шепталин.
5 Слайд:
Когда звучит главная музыка государства, мы встаём. Слушаем фрагмент(1 куплет) гимна на удмуртском языке.
-Какая музыка по характеру?
-Торжественная, гордая, певучая, протяжная, льющаяся.
-Кто исполнял её?
Симфонический оркестр и хор.
Дочки Александра Корепанова тоже стали музыкантами, работают в музыкальной школе и попросили отца написать маленькие пьесы для детей, и он сочинил несколько коротких произведений для фортепиано. Мы с вами послушаем.
6 Слайд:
Стих:
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется.
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Слушаем пьесу «Солнышко и туча».
-Что изображает музыка? (Солнце и тучу)
-Какая музыка?
-Лёгкая, воздушная, светлая, игривая, звучит высоко, изображает солнце.
Тучку музыка изображает хмурую, грохочущую, грозную.
Сейчас определим, сколько частей в этой музыке. Под светлую музыку играют бубенцы-девочки, а под грозную- бубны-мальчики. Слушают, исполняют. Выясняют, что 1ч-выглянуло солнышко, 2ч-вышла туча, 3ч-опять солнышко, но, в конце оно подружилось с тучей.
Сейчас оживим картинку: девочки берут солнышки на палочках, а мальчики синие султанчики. Танцуем, под 1 ч. - солнышки, на 2 ч. выходят тучки, солнышки присаживаются на корточки и, наоборот, в конце- обнялись, подружились!
-Как здорово у нас получилось!
7 Слайд:
Сейчас прозвучит еще одна небольшая пьеса Александра Корепанова, входит она в «Альбом первоклассника». Мы слушаем, и выбираем к ней подходящую картинку. Слушаем, дети выбирают картину.
-Почему вы выбрали картину с танцующим слоном?
Правильно, музыка звучала грубая, громкая,неуклюжая, громозкая, громкая, так танцевать может только слон. Пьеса называется «Танцующий слон».
-Кто хочет изобразить танец слона? (Вызываем ребёнка)
-А мы поможем разукрасить музыку инструментами, выбирайте подходящие! (бубны, барабаны, ложки, трещётка).
-Молодцы ребята, настоящие артисты!
8 Слайд: (включить позже, после прослушивания)
Третья пьеса с необычным названием, но я вам пока не скажу его. Слушаем и рассказываем, что вы представили.
-Вам понравилась музыка? Что вы услышали? Ответы детей.
Правильно, жужжание и писк комара! Музыка суетливая, быстрая, писклявая, очень высоко звучала. Произведение называется «Комары одолели». Все, наверное, летом были на рыбалке, на нашей красавице Каме, и комары так вечером кусались, очень одолевали! Картинка нам помогла представить этот сюжет. А сейчас мы поиграем!
Все превращаемся в комаров, (одеваем шапочку с хоботком). Выбираем лягушку (одеваем маску,которая очень любит лакомиться комариками. Правила игры:
Комарики летают под музыку, как она заканчивается, выпрыгивает лягушка, говорит «Ква»! и ловит комаров, они разлетаются в свои домики.
-Молодцы, ребята, очень шустрые комарики!
-Вот и закончилось наше знакомство с музыкой удмуртских композиторов. Давайте вспомним, как их зовут и какие произведения мы слушали?
9 Слайд:
А в завершении нашего занятия, девочки подготовительной группы с педагогами исполнят песню «Лымы тодьы» на удмуртском языке.
Уходят из зала под произведение, которое больше всего понравилось.