ОЛЕСЯ КРЕЖЕНОВСКАЯ
«Знаем, знаем про обычай!» Развлечение в русском народном стиле
▼ Скачать + Заказать документы
Очень жалко, что большинство современных детей не знают обычаи своих предков. Совместно с работниками районного дома культуры и музыкального руководителя, мы с моими воспитанниками (подготовительная группа, исценировали развлечение в народном стиле для детей средней и старшей группы. Предлагаю Вашему вниманию сценарий.
Темочки:
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель развлечения : расширить знания детей о национальных традициях и обычаях русского народа, прививать любовь и интерес к народным песням, танцам, играм. Воспитывать уважение к национальной культуре.
Использовали декорации: русская печь, стол, дом, сундук с реквизитами.
Действующие лица: Хозяюшка (работник дома культуры, воспитатель с детьми - все в народных костюмах.
Ход развлечения
Открывается занавес. На скамейке, за столом, перед домом сидит Хозяюшка. Под русскую народную мелодию входят дети вместе с Воспитателем
Проводится народная игра ручеёк
Воспитатель: Пустите, Хозяюшка, к Вам на посиделки?
Хозяюшка: А чем платить будете? Ваши посиделки, чай, недё шево обойдутся: и сор в избе, и огня и тепла сколько зря пройдёт!
Воспитатель с детьми (вместе) : А что Вам надобно?
Хозяюшка: Да совсем немного! Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да горошка три блюда, да мёду туесок, да маслица горшок, да денег пятачок!
Воспитатель: Знаем, знаем про обычай! Всё с собой мы принесли!
Дети поочереди преподносят принёсенные подарки (перечисленные ранее Хозяюшкой) и вручают их Хозяюшке с приговором
1-й реб. : (принёс муляжи дров). Дровец возок.
2-й реб. : (преподносит металлическую баночку). Керосину жбанок.
3-й реб. : (тащит мешок). Да пшеницы полпуда.
4-й реб. : (передаёт блюдце с горошком). Да горошку три блюдца.
5-й реб. : (ставит туесок). Да мёду туесок.
6-й реб. : (передаёт горшочек). Да масла горшок.
Воспитатель: (даёт муляж монетки). Да денег пяточок.
Хозяюшка: Проходите, проходите! Хотите пойте, хотите пляшите.
Дети исполняют хороводную песню с движениями "Девка по саду ходила"
(дети садятся на стульчики)
Хозяюшка: (достает сундук). Посмотрите, ребята, какой у меня замечательный сундук.
Воспитатель и дети: А что же в нём? Покажете?
Хозяюшка: Это сейчас у вас дома шкафы и комоды, а в старину комоды только у богатых водились. А у тех, кто победнее, сундуки были. Хотите, покажу, какое добро в них хранили?
Дети: Конечно хотим!
Хозяюшка: (открывает сундук). Вот трава разная, а вы знаете как она называется и для чего нужна?
Хозяюшка поочерёдно берёт разные травки, а дети их называют и рассказывают для чего они.
1-й реб. : Это полынь,она от клопов,тараканов,моли спасает. Так?
Хозяюшка: Умница! Воистину так.
2-й реб. : А ещё тут мята! Она для чая душистого, и настроения отличного!
Хозяюшка: И это верно!
3-й реб. : Вот и зверобой в сундуке нашёлся. Его отвар от болезней разных спасает.
Хозяюшка: Молодец!
4-Й реб. : А я знаю, это листья смородины и малины их заваривают как чай. От этого он становится лечебным, для здоровья полезным и вкусным!
Хозяюшка: Правда!
5-й реб. : А вот это крапива! А она зачем нужна?
Хозяюшка: А в старину крапиве была высокая честь! Весной из молодой крапивушки зелёный борщ варили, и краски делали, лён красили. Крашенные таким способом ткани не линяли, не выгорали. Ещё из неё лекарства разные делали от простуды, от кашля. Утята, цыплята крапивку щипали не болели и быстро подрастали.
Стук в дверь. Входят трое мальчиков
1-й мальчик: Гостей принимаете?
Хозяюшка: Заходите, гости дорогие, конечно примем!
(поворачиваются к девочкам)
2-й мальчик: Здравствуй, Хозяюшка! Здравствуйте, красавицы!
3-й мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Девочка: А что? Синичка - зимняя птичка! Воробью сестричка. Немного синичка ест и пьёт, да весело живёт! А вы зачем пожаловали?
Мальчики (вместе) : Всё село мы обошли, краше вас мы не нашли! Хотим петь да плясать. На вас посмотреть, да себя посмотреть.
Хозяюшка: Петь да плясать успеется, а вот себя покажите в деле (хозяюшка кладёт перед мальчиками корзину со сломанными игрушками). Отремонтируйте, сперва, сломанные игрушки, а потом уже и веселиться будете. (Обращается к остальным детям). А пока парни делом заняты, поглядим что же ещё есть в нашем сундучке? (Достаёт двух кукол в мужских народных костюмах).
Девочка: Ой, поглядите, какие смешные куклы!
Хозяюшка: А нет. Совсем не смешные. Этих кукол Кузьмой и Демьяном зовут, их народ очень уважал.
Девочка: А почему их так назвали?
Хозяюшка: Их назвали в честь замечательных мастеров- кузнеца и плотника. В детстве они очень любили Господа Бога, часто молились и ходили в церковь. За это бог наградил их: даровал им умение лечить людей. Они ходили по деревням и лечили бедняков и денег за это не брали, а следовали учению Господа: "Даром получили, даром и исцеляйте!" Их так и прозвали - Бессеребрениками. С тех пор Кузьма и Демьян - покровители всех мастеров и мастериц. В честь этих святых даже осенний праздник есть - Кузьминки. На него и работают, и веселятся. (Обращается к мальчикам - мастерам) А вы, ребятушки всё починили? Ох, и молодцы, славно всё сделали! Что же вам за работу дать?
Мальчик: А мы, как Кузьма - Демьян, ничего за работу не берём! Дружно на ложечках сыграем!
Дети исполняют русскую народную мелодию на ложках и треугольнике
Хозяюшка: Бабий век - сорок лет,
Шестьдесят - износу нет.
Коли хвори не случится,
Проживём ещё сто лет!
Выходят 4 девочки и 1 мальчик и поют частушки
1 девочка: Пускай люди посудачат,
Скажут, что я модница.
Что ж, хотя и модница,
Зато хороводница - У-у-ух!
2 девочка: Про меня, про молоду,
Восемь сплетен на году.
Пусть пойдёт девятая,
Я не виноватая! - У-у-ух!
3 девочка: Про меня - то говорят,
Не умею хлеба печь.
Ну, диковинка какая -
На лопату да и в печь! - У- у-ух!
4 девочка: Мы весёлые девчата,
Можем петь и танцевать.
Как хотелось бы, девчата,
Нам немного поиграть! - У- у-ух!
Мальчик: Золотые ворота
Приглашают вас сюда!
Будем петь и играть,
Да ворота закрывать. -У-у-ух!
Хозяюшка: В круг, ребятки, все вставайте да игру начинайте!
Дети делают круг и поют. Хозяюшка и Воспитатель делают "воротца". По окончании песни детям надо пробежать через "воротца", которые внезапно "захлопываются".Не попавшие в "воротца" дети снова встают а круг.
ТЕКСТ ПЕСНИ:
Тра- та- та, тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золотые ворота,
Поспешите все сюда.
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Хозяюшка: Много игр было придумано для посиделок. Рядиться и наряжаться для наших предков было традицией. Мы сейчас попробуем нарядить матрёшек. Особенно интересно наряжать матрёшками мальчиков. Есть у нас мальчики, которые хотят нарядиться?
Игра "Ряженье". В игре принимают участие четыре мальчика: двое наряжаются, двое помогают.
Мальчики: Посиделки, посиделки,
Это дело- не безделки!
Это песни, это пляс
И весёлых игр час!
Посиделки мы кончаем,
Песню звонко запеваем!
Дети исполняют хороводную песню: "Мы на луг ходили"
Хозяюшка: Пирогов я напекла и на стол накрыла. Приглашаю всех к столу, чаем вкусным угощу!
Посиделки заканчиваются чаепитием.