Лариса Чёмина
Значимость экологического образования для детей дошкольного возраста в педагогической деятельности
▼ Скачать +Заказ
Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание детей. На занятиях с детьми использую программу Николаевой С. Н. «Юный эколог» : с детьми много внимания уделяю изучению природы родного края, используя новинки методической литературы. Продуманная организация и экологически оборудованные уголки обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей различными методами : прогулки, наблюдения, игры, беседы.
Публикация «Значимость экологического образования для детей дошкольного возраста в педагогической деятельности» размещена в разделах
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа–источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка. Природа окружает ребенка с первых дней его жизни, он впервые сталкивается со многими явлениями природы, которые для него удивительны. Он с невероятной энергией вбирает, впитывает в себя окружающее, ежедневно открывает для себя целый мир. Каждый ребенок открывает мир заново. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Мы должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.
Педагоги Вам советуют почаще спрашивать детей о том, как живут у нас животные, чем их кормим, приносить корм для обитателей живого уголка. Так же мы интересуемся, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети дома. Дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают родители или опекуны. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение. Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.