Елена Александровна Наумова
Значимость формирования творческих способностей у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей – это не новая проблема исследования, она уже давно вызывает интерес педагогов, методистов, психологов. Раньше считалось, что все открытия, изобретения, предметы искусства создаются спонтанно.
В наше же время люди понимают и осознают долю способностей в творческом развитии личности. И современное образование нацелено не только на повышение качества знаний, умений и навыков, но и на развитие практической и творческой подготовки выпускников школ. В настоящих условиях необходимо не только давать детям качественные знания, но и развивать их самостоятельность и творческую активность. Развивать творческую активность надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывает изучение изобразительного искусства, черчения и технологии - учебных предметов, которые обладают большими возможностями для развития творческих способностей личности ребёнка, его индивидуальности. Развитие способностей является сложным процессом. Каждая специальная способность проявляется в своё время. Так, раньше всего проявляются музыкальные способности. Художественные способности проявляются позже и наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в детские годы проявляются также литературные, математические и другие способности.
Публикация «Значимость формирования творческих способностей у подростков» размещена в разделах
Подростковый возраст является наилучшим периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости. Проявляют при этом свою индивидуальность.
Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для нашего исследования. Творческая деятельность дает широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Современные представления об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для учащихся ситуаций затруднения, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений.
Выполнение необычных, неожиданных заданий можно систематически применять на занятиях изобразительного искусства. Так, необычность заданию, может придать использование нетрадиционных технологий изображения, например: рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т. д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.
Применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) в учебном процессе обеспечивает включение подростков в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение специально созданных педагогом проблем. Однако не всякая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более известных ученику способов решения относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач. Творческая задача возникает только тогда, когда ученику необходимо найти новый для него способ, сформулировать новое знание, применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.
Итак, можно выделить следующие пути развития творческих способностей подростков :
1. стимулирование ученического творчества с помощью системы оценивания, учитывающей специфику творческой деятельности;
2. использование в учебном процессе творческих учебных задач;
3. создание проблемных ситуаций творческого характера;
4. организация учителем творческой деятельности, в которой он сам выступает творцом, сотрудничающим с учениками и направляющим их творческую активность;
5. организация самостоятельной творческой работы учащихся.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Творчество определяется как продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Результатом творчества являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений и так далее. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. С точки зрения психологии и педагогики особенно важным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творческая деятельность требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. В творческой деятельности сочетаются спады, подъемы, застои. Наивысшей точкой творческой деятельности является вдохновение, которое у разных людей имеет свою продолжительность, частоту и продуктивность, последняя напрямую зависит от волевых качеств ребенка.