Ирина Чернова
Консультация для педагогов «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, обеспечивающих выполнение точных и дифференцированных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто используется термин «ловкость» применительно к моторике кистей и пальцев рук. Область мелкой моторики охватывает широкий спектр движений, от простых манипуляций, таких как захват предметов, до сложных действий, таких как письмо и рисование.
Развитие мелкой моторики играет ключевую роль в общем развитии ребёнка. Этот процесс начинается с рождения и включает в себя постепенное совершенствование двигательных навыков. Сначала ребёнок изучает свои руки, а затем учится управлять ими. Первоначально он захватывает предметы всей ладонью, а затем начинает использовать только два пальца — большой и указательный. В дальнейшем ребёнка обучают правильному использованию столовых приборов, карандаша и кисти.
Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Научные исследования подтверждают, что развитие мелкой моторики и речи имеют прямую корреляцию. Это объясняется близким расположением моторных и речевых центров в головном мозге. Стимуляция моторных навыков пальцев рук активирует речевые центры, что подчёркивает важность развития мелкой моторики для своевременного формирования речевых навыков у детей. Кроме того, мелкая моторика влияет на ловкость рук, почерк, скорость реакции и общую координацию движений.
Уровень развития мелкой моторики у ребёнка является важным показателем его готовности к школьному обучению. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой демонстрируют лучшую подготовку к письму, логическое мышление, хорошую память, концентрацию, внимание, воображение и связную речь.
Развитие мелкой моторики — это индивидуальный процесс, который у каждого ребёнка протекает в своём темпе. На начальных этапах движения ребёнка характеризуются неловкостью, негармоничностью и неточностью.
Для стимулирования развития мелкой моторики рекомендуется использовать различные методы и упражнения, которые можно разделить на несколько категорий:
1. Пальчиковые игры: Взрослый демонстрирует определённые движения пальцами, а ребёнок пытается повторить их.
2. Игры с мелкими предметами: Ребёнок манипулирует мелкими предметами, развивая точность движений.
3. Лепка и рисование: Эти виды деятельности требуют координированных движений рук и пальцев.
4. Массаж пальцев: Стимуляция нервных окончаний на пальцах способствует улучшению моторики.
Примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики:
1. «Делай как я»: Взрослый формирует определённую фигуру из пальцев, а ребёнок пытается её повторить.
2. «Повтори за мной»: Взрослый выкладывает узор из пуговиц на столе, а ребёнок должен повторить его.
3. «Золушка»: Ребёнок сортирует смесь из двух видов крупы (например, горох и рис).
4. «Дорога из прищепок»: Ребёнок собирает дорогу из прищепок, цепляя их за хвостики других прищепок.
5. «Улыбка колобка»: Ребёнок раскатывает кусочки пластилина в длинные колбаски и прикрепляет их к нарисованным на бумаге колобкам в виде улыбающихся лиц.
6. «Застёгивание, расстёгивание и шнуровка»: Ребёнок учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии и шнуровать ботинки.
7. «Лепка»: Ребёнок лепит из пластилина, глины или теста, что способствует развитию моторики и творческих способностей.
8. «Рисование и раскрашивание»: Ребёнок обводит контуры картинок по пунктирным линиям или раскрашивает объекты различной формы.
9. «Собирание мозаик»: Ребёнок собирает мозаику из крупных деталей, развивая координацию движений и воображение.
10. «Вырезание»: Ребёнок вырезает картинки из бумаги, используя ножницы, клей и цветную бумагу.
Важно проводить игры и упражнения для развития мелкой моторики под наблюдением взрослых, чтобы избежать травм и обеспечить безопасность ребёнка. Регулярные занятия способствуют улучшению координации движений, плавности и точности выполнения действий.