Татьяна Высоцкая
Значение прогулки в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать знания разновидности прогулок, структуре прогулок. учить правильно организовывать прогулку.
Значение прогулки в развитии детей детского возраста.
Свежий воздух имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Прогулка — это первое наиболее доступное средство закаливания детского организма. Она способствует повышению иммунитета к воздействиям внешней среды, в том числе к простудным заболеваниям. На улице дети очень много играют в подвижные игры. Воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3-4 часа ежедневно " если позволяют погодные условия", согласно требованиям СанПиН. Во время движения на улице у детей усиливается обмен веществ, кровообращения, газообмен, улучшается аппетит. Смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона, восстановлению функциональных ресурсов и профилактики переутомляемости. Дети на прогулке учатся преодолевать препятствия, становятся более выносливыми, ловкими и смелыми. Укрепляется мышечная система детского организма. Современные детские сады работают с построенными по ФГОС программами, в нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
Публикация «Значение прогулки в развитии детей» размещена в разделах
- игровая;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная;
- музыкально-художественная;
- продуктивная;
- чтение.
Все виды деятельности по ФГОС можно использовать на прогулке с детьми в различных сочетаниях. Во время прогулки должны реализовываться воспитательно образовательные задачи:
- познавательная;
- расширение знаний о животном и растительном мире, явлениях природы.
- физическое развитие;
- расширение кругозора;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формированию коммуникативных навыков в отношении со сверстниками во время игровой и трудовой деятельности;
- воспитанию культуры поведения и эстетических чувств;
- развитию мыслительных способностей;
- способствование речевому развитию.
Приёмы прогулки.
Наблюдение.
Очень большое место на прогулке уделяется наблюдениям. Их можно проводить как с отдельными детьми, так и группой детей. В младшей группе наблюдения занимают не более 10 минут, старшей 15-20 минут. Ежедневно должны предлагаться различные наблюдения.
Виды наблюдений:
Кратковременные - организуются для формирования о качествах и свойствах предмета или явления. Дети учатся различать величину, форму, цвет, звуки и так далее.
Длительные - организуются для накопления знаний о развитии и росте животных и растений, о изменение природы по сезонам.
Воспитатель должен всегда соблюдать последовательность:
1) устанавливаются факты;
2) формируется связь между частями объекта;
3) идет накопление представление у воспитанников;
4) проводятся сопоставления;
5) делаются выводы.
Подвижные игры.
Играм на прогулке отводятся ведущее место. При помощи игр воспитываются моральные качества, снимается умственное напряжение, развиваются двигательные функции детского организма. В холодное время года рекомендуется начинать прогулку с игр большей интенсивности. Сырое время малоподвижные игры, в летнее - игры с прыжками, бегом, упражнениями в равновесие.
Физические упражнения и подвижные игры по времени проведения: утром в младшей группе 6-10 минут, в средней группе 10-15 минут, старших и подготовительных группах 20-25 минут. Вечернее время: в младшей и средней группе 10-15 минут. В старших и подготовительных группах 12-15 минут. Разучивается 2-3 подвижные игры в месяц, в старших и подготовительных группах можно проводить игры-эстафеты, игры соревнования, спортивные. .Подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности. В младших группах проводятся игры с текстом, в средних группах можно назначить водящего из числа детей. Также проводится индивидуальная работа с детьми (одни играют в мяч,другие выполняют прыжки и т. д.). В конце утренней прогулки не нужно проводить игры повышенной интенсивности. Это приводит к перевозбуждение у детей, что сказывается на качестве тихого часа. При низких температурах воздуха так же не стоит организовывать игры большой интенсивности, так как дети начинают дышать ртом, происходит интенсивное попадание холодного воздуха в дыхательные пути, что может привести к простудным заболеваниям.
Упражнения по речевому развитию и творческие задания.
Упражнения по речевому развитию и творческие задания проводятся в хорошую погоду с использованием выносного материала (изготовление поделок, прослушивание сказок, прослушивание аудиокассет и т. д.).
Дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и упражнения непродолжительные по времени. В младших группах занимают 3-4 минуты, старших группах 5-6 минут.
Состав дидактических:
- дидактические задачи;
- содержание;
- правила;
- игровые ситуации.
Дидактические упражнения проводятся несколько раз в течение прогулки. Во время прогулки можно вспомнить с детьми слова песни, музыкальные произведения. Упражнения по речевому развитию и творческие задания проводятся в хорошую погоду с использованием выносного материала. С детьми можно послушать сказки, изготовить подделку, нарисовать рисунок.
Трудовая деятельность на участке с детьми.
Трудовая деятельность на прогулке имеет большое воспитательное значение. Для каждого ребёнка нужно подобрать задание таким образом, чтобы каждому они были посильными и интересными, разнообразными. По длительности в младшем возрасте трудовая деятельность занимает 5-20 минут, в старшем возрасте от 15 до 20 минут. Трудовой деятельностью можно заниматься как коллективно, так и индивидуально. Трудовая деятельность у детей должна вызывать радость от ощущения значимости выполненной работы.
Виды прогулок.
Выделяют два вида прогулок с дошкольниками.
Пешеходные прогулки за пределами ДОУ.
С детьми проводятся инструктаж о маршруте и соблюдении правил безопасности во время движения. Пешеходные прогулки формируют чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма. Во время пешей прогулки вырабатывается настойчивость, выносливость, познавательная и двигательная активность. Во время подготовки пешеходной прогулки важно предусмотреть все мелочи, найти оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом. С детьми младшей группы пешеходные прогулки по времени занимают15-20 минут в один конец, с детьми 5-6 лет 30-40 минут, выпускной группы 40-45 минут. Во время пешей прогулки воспитатель идёт так чтобы удерживать в поле зрения всех детей. На половине пути можно сделать привал, чтобы дети отдохнули. Обувь для похода должна быть удобной, в летнее время обязательно головной убор. С собой нужно взять воду и сухпаёк, иметь аптечку. К работе по организации пеших прогулок можно привлекать родителей. При подготовке и организация пеших прогулок нужно учесть следующие:
- выбрать и изучить маршрут;
- на пешеходные прогулки должны идти несколько взрослых, и обязательно медицинская сестра;
- одевать детей по погоде;
- строго соблюдать правила дорожного движения;
- на пешие прогулки идут только здоровые дети
- при выборе маршрута учитываются физические возможности детей.
Чтобы разнообразить пешие прогулки можно организовать прогулку-мероприятия, то есть день космонавтики, день победы, неделя экологии и так далее.
Разнообразить прогулку можно новыми играми и заданиями с использованием необычных средств.
На территории детского сада.
На территории площадки можно организовать трудовые акции, которые направлены на поддержание порядка. Прогулки с персонажем, которые содержат развлекательные элементы и направлены на создание хорошего настроения воспитанников. Также можно организовать спорт прогулки, которые пропагандируют здоровый образ жизни.
Организация прогулок в ДОУ.
Организация прогулок в ДОУ подразделяется на два этапа. Первый этап подготовительный. Проводится анализ условий для проведения прогулки. В методическом кабинете осуществляется подборка методической литературы. Особое внимание уделяется зимнему периоду. Зимой включают больше подвижных игр с элементами навыков скольжения, катания на санках, ходьбы на лыжах.
Второй этап практический. Реализация работы осуществляется воспитателями детского сада в соответствии с планами. В планы включают работу с детьми, работу с воспитателями, работу с родителями. Все запланированные мероприятия проводятся на свежем воздухе.
Третий этап аналитический. Анализируется информация об организации прогулок, происходит корректировка образовательного процесса. Проводится итоговый анализ работы детской площадке.
Выносной материал, который используется для прогулок.
Для занятия на улице воспитатель использует выносной материал исходя из плана проведения прогулки. В зависимости от сезона привлекаются разные варианты выносного материала. Во многих детских садах на площадках имеются специальные склады для выносного материала, а если таких нет, то подготавливаются необходимые предметы и материалы. Существует несколько вариантов выносного материала. Для подвижных и спортивных игр используют обручи, наборы для лапты, мячи, зимой ледянки и санки. Для наблюдения используют солнцезащитные очки, сачки, лупы. Для песочницы используют машинки, ведёрки, совочки, кубики, флажки. Для игр используют различные наборы для игры на улице, игрушечные коляски, кубики. Для трудовых поручений используют грабельки, веники, лейки, ведёрки. Для творческой деятельности используют пластилин, картон, альбом, краски. Для развития речи используют альбомы с иллюстрациями, книги для чтения, аудио прослушивание. Продолжительность прогулки дошкольников на свежем воздухе должна составлять 3-4 часа ежедневно и подразделяться на утреннюю и вечернюю прогулки. Сама прогулка должна состоять из 5 структурных компонентов:
- наблюдение;
- двигательная активность;
- труд;
- самостоятельная игровая деятельность;
- индивидуальная работа.
На каждый компонент приходится по 7-15 минут. В первой половине дня физическая активность в младшей группе должна длится 6-10 минут, с увеличением на пять минут для последующих возрастных групп. На вечерней прогулки для любого возраста 10-15 минут. В зимний период время сокращается. При неблагоприятных погодных условиях прогулка отменяется. Занятие при этом проводятся в помещениях, восполняют потребность в двигательной активности, препятствуют переутомлению детского организма. Таким образом прогулка одна из составляющих образования в детском дошкольном учреждении. Если воспитателю правильно использовать и организовать разные приемы и методики занятий на улице, то в детях развиваются такие качества как любознательность, целеустремлённость, наблюдательность, внимательность. Дети учатся ценить окружающий мир и природу, бережно относиться к друг другу и вести здоровый образ жизни.
Требования к оборудованию и санитарному состоянию площадок в детских садах для проведения прогулки.
Для всестороннего развития детей огромное значение имеет озелененная, спланированная и оборудованная площадка в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Каждой возрастной группе должна выделяться отдельная площадка, огороженная от других групп зелёными насаждениями. Сама площадка должна быть разделена на зоны подвижных игр, для творчества, для игры с игрушками, для игр с водой и песком, для развития физической активности. Всё должно привлекать внимание детей, быть хорошо закрепленным, прочным и соответствовать возрасту детей. Также необходимо иметь на площадке закрытые беседки для защиты от солнца, дождя, ветра. В зимнее время можно организовать ледяную горку, каток если позволяют погодные условия.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Высоцкая Татьяна Николаевна, воспитатель
Литература:
1. СанПиН 2.4.1. 3049-13 утвержденный приказом главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05 2013г.
2. ФГОС дошкольного образования №1155 Министерство образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г.
3. Онуфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке. Дошкольное воспитание 1996. №2.
4. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. 2009. -128 с.
5. Кобзева ТТГ и др. Организация деятельности детей на прогулке. Учитель, 2012. -287