Светлана Хохрякова
Значение конструктивной деятельности в развитии ребенка дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мышления в истории человека и в его раннем детстве не является, строго говоря, только психологической или педагогической проблемой. В раннем детстве формируются необходимые предпосылки мышления и его важнейшая форма - наглядно-действенное мышление, в недрах которого, при условии включения ребёнка в систему содержательного общения и деловых отношений с окружающими, возникают знаковые формы мышления. Общество заинтересовано в таком воспитательном процессе, который обеспечивает своевременное и полное развитие мышления ребёнка, присвоение им разумности [1].
Публикация «Значение конструктивной деятельности в развитии ребенка дошкольника» размещена в разделах
Конструктивно-модельная деятельность - это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, творческого и вдохновляющего обучения. В процессе данной деятельности дети учатся и развиваются. Не важно, идет ли речь о свободной игре, во время которой дети бросают вызов собственной творческой натуре, или о занятиях под руководством педагога, преследующего конкретные образовательные цели. И в том и в другом случае обучение идет через игру, что собственно от нас и требует ФГОС ДО.
Какие же основные умения приобретают дети в процессе конструктивной деятельности? Для чего нужно конструирование в детском саду?
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Конструктивно-модельная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность [2,4].
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фрёбелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества [4].
Однако, как показали исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, использование образцов - это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа - умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций [3,4,5].
Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.) [6]. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам [5,6].
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Успешность конструирования зависит от уровня мышления и восприятия. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку и т. д; особенно трудно представлять невидимые детали [5].
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фаранонова и др.).
В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д. - или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т. д., но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения [7].
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений [6]. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз -вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.).
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность как особый вид психической деятельности вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования. Развитие конструктивной деятельности создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов, существующих в общественном опыте.
Библиографический список
1. Вялых О. А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии : автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23 с.
2. Запорожец А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. М. : Просвещение, 1967.
3. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М. : Просвещение. 1966.
4. Новосёлова С. Л. Генетически ранние формы мышления. М. : Московский психол. -социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 320 с.
5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : лекции 1-4. М. : Педагог, ун-т «Первое сентября», 2008.
6. Поддъяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М. : Педагогика, 1985.
7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. педагог, ин-тов, уч-ся педагог, училищ и колледжей, воспит. детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. М. : Просвещение: Владос, 1995.