Татьяна Завалишина
Значение игры для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника
В современном общества как воспитатели, так и родители часто
сталкиваются с проблемой: почему дети не играют?
Причин этого может быть несколько:
1) Недооценка этой деятельности взрослыми.
2) У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, личного игрового опыта.
3) Не играют взрослые – игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с
ребенком.
4) Использование «социального заказа».
5) Неспособность играть.
6) Ограничения в игре.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
В любой игре ребенок развивается как личность, у него формируются те
стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его в
учебной и трудовой деятельности, его отношения с окружающими.
Неоднократно доказано, что в игре дети получают первый опыт
коллективного общения, поскольку в коллективной игре происходит развитие
событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Считается, что детские игры – это отражение трудовой и общественной
деятельности взрослых людей.
Необходимо приобщать детей к игре. Однако, при этом нужно учитывать
следующее:
1) Какое содержание будут вкладывать взрослые в игры, предлагаемые
детям.
2) Как сформулирована психологическая основа игровой деятельности в
каждом возрасте.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи –
всех тех психических процессов, без достаточного развития которых
невозможно говорить о воспитании гармоничной личности.
Воспитатели при осуществлении образовательной деятельности должны
помнить, что любая деятельность ребенка направлена на решение определенной
задачи. Содержание игровых задач диктуется окружением ребенка, его опытом,
знаниями. Дети приобретают опыт в собственной деятельности, многое узнают
от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают
внутренний мир ребенка, и все это находит отражение в игре.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при
умелом руководстве педагога, которое обеспечивает необходимый уровень
развития игровой деятельности. В игре ребенок сосредоточен на познании
свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой
интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям
других детей, играющих рядом.
Таким образом закладывается основа для развития детских отношений.
И, постепенно, интерес детей перемещается в среду взаимоотношений
взрослых людей.
Воспитатель, руководя идеей, нацеливает детей на освоение
нравственных норм. Предметные действия, даже самые привлекательные,
ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью.
Центром внимания становится другой человек, и деятельность
дошкольников постепенно приобретает общественную направленность.
Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через
ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания
положительного отношения к ним.
При правильном педагогическом руководстве можно обеспечить усвоение
норм, которые регулируют нравственные отношения, и, при этом, сохранить
творческий, самодеятельный характер игры.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями:
удивлением, волнением, восторгом, радостью. Все это дает возможность
использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания
личности ребенка, но также для профилактики и коррекции его психических
состояний. Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с игровыми
персонажами, важно для развития игры, для воспитания нравственных качеств
личности.
Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой
ситуации, способны закрепляться и обобщаться, чтобы препятствовать
возникновения отрицательных эмоций, проявлению невнимания,
агрессивности. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети
не умеют организовать, развернуть и развить игру.
Игра, подчиняя все поведение известным условным правилам игры, учит
разумному и содержательному поведению. Таким образом, игра является
первой школой мысли для ребенка.