валентина максимова
Опыт работы по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей
и дарований детей –
на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т. е. по возможности развивать те механизмы, которые необходимы для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. Но начинать подготовку к письму с подготовительной к школе группы поздно, так как у некоторых детей к этому возрасту уже сформировался неправильный навык с пишущими предметами. Он проявляется в следующем:
• неправильное положение пальцев: ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак; при этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на безымянном;
• слишком сильный или слишком слабый нажим при рисовании и письме, напряженное нажимание пишущего предмета (карандаша, фломастера);
• неправильная поза: ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено.
Переучивать гораздо труднее, чем учить. Поэтому подготовительную работу следует начинать с ранних лет.
Основная задача – это подготовка мелких мышц руки.
Развитие движений руки повышение чувствительности, гибкости, происходит в процессе длительной и систематической тренировки.
На начальном этапе упражнения на первый взгляд далеки от письменных, но они приближают ребенка к успехам.
Чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными и подвижными, я использую специальные игры, развивающие мелкую моторику : «Шахматы», «Карандашики», «Шарики – орешки», «Волшебные кристаллы», «Сделай фигуру», «Покатай в ладошках», «Фруктовое дерево», «Собери бусы», «Золушка» «Прищепи прищепку», «Узелки – косички», «Собери узор», «Рыбалка» «Колпачки – фломастеры» и др. В этих играх развивается не только мелкая мускулатура рук, но и сенсорное (чувственное) восприятие (цвет, форма, величина, что очень важно и необходимо для развития ребенка. Незаменимой частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благотворное влияние и на речевое развитие малыша. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, что позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату.
Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же нужно позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, учитывая их благотворное влияние на развитие других психических процессов (память, внимание, мышление). Пальчиковые игры очень увлекательны и нравятся детям. Вначале малыши испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка в выполнении этих сложных для него упражнений. Иначе, из увлекательных и интересных они превращаются в мучительные и бесполезные.
Вот одни из любимых: «Пальчик – мальчик», «Кто приехал», Пальчики в лесу», «Семья» и др. Приложите усилия, чтобы развить руки малыша. Но не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка. Для этого можно использовать разнообразный материал.
• Различные коробочки, для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. д.
• Бусы и пуговицы разной величины, для нанизывания на шнурок, нить;
• Свободные катушки, для наматывания на них ниток, веревочек, тонкой проволоки;
• Дощечки с небольшими отверстиями для «вышивания» шнуром;
• Различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
• Веревочки разной длины и толщины, для завязывания и развязывания узлов; прищепки;
• Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания из них различных фигур;
• Крупы, зерна для перебирания (фасоль отделить от гороха и т. д.)
• Разнообразные мелкие игрушки для манипуляций с ними.
Не забывайте! Что действия с мелкими предметами нужно контролировать, во избежание проглатывания и т. д.
Также огромную роль в подготовке руки ребенка к письму играют: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, оригами, различные виды ручного труда, самообслуживание, ежедневная гимнастика.
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику детей, можно организовать в группе и посоветовать родителям.
Работая над развитием руки ребенка, помните:
• Работайте спокойно, без упреков и порицаний.
• Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
• Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
• При неудаче повторяйте, давая аналогичные задания.
• Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
• Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.