Папки-передвижки

Опыт работы по развитию мелкой моторики

валентина максимова
Опыт работы по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

«Источники способностей

и дарований детей –

на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.

Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т. е. по возможности развивать те механизмы, которые необходимы для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. Но начинать подготовку к письму с подготовительной к школе группы поздно, так как у некоторых детей к этому возрасту уже сформировался неправильный навык с пишущими предметами. Он проявляется в следующем:

неправильное положение пальцев: ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак; при этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на безымянном;

• слишком сильный или слишком слабый нажим при рисовании и письме, напряженное нажимание пишущего предмета (карандаша, фломастера);

неправильная поза: ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено.

Переучивать гораздо труднее, чем учить. Поэтому подготовительную работу следует начинать с ранних лет.

Основная задача – это подготовка мелких мышц руки.

Развитие движений руки повышение чувствительности, гибкости, происходит в процессе длительной и систематической тренировки.

На начальном этапе упражнения на первый взгляд далеки от письменных, но они приближают ребенка к успехам.

Чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными и подвижными, я использую специальные игры, развивающие мелкую моторику : «Шахматы», «Карандашики», «Шарики – орешки», «Волшебные кристаллы», «Сделай фигуру», «Покатай в ладошках», «Фруктовое дерево», «Собери бусы», «Золушка» «Прищепи прищепку», «Узелки – косички», «Собери узор», «Рыбалка» «Колпачки – фломастеры» и др. В этих играх развивается не только мелкая мускулатура рук, но и сенсорное (чувственное) восприятие (цвет, форма, величина, что очень важно и необходимо для развития ребенка. Незаменимой частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благотворное влияние и на речевое развитие малыша. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, что позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату.

Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же нужно позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, учитывая их благотворное влияние на развитие других психических процессов (память, внимание, мышление). Пальчиковые игры очень увлекательны и нравятся детям. Вначале малыши испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка в выполнении этих сложных для него упражнений. Иначе, из увлекательных и интересных они превращаются в мучительные и бесполезные.

Вот одни из любимых: «Пальчик – мальчик», «Кто приехал», Пальчики в лесу», «Семья» и др. Приложите усилия, чтобы развить руки малыша. Но не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка. Для этого можно использовать разнообразный материал.

• Различные коробочки, для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. д.

• Бусы и пуговицы разной величины, для нанизывания на шнурок, нить;

• Свободные катушки, для наматывания на них ниток, веревочек, тонкой проволоки;

• Дощечки с небольшими отверстиями для «вышивания» шнуром;

Различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

• Веревочки разной длины и толщины, для завязывания и развязывания узлов; прищепки;

• Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания из них различных фигур;

• Крупы, зерна для перебирания (фасоль отделить от гороха и т. д.)

• Разнообразные мелкие игрушки для манипуляций с ними.

Не забывайте! Что действия с мелкими предметами нужно контролировать, во избежание проглатывания и т. д.

Также огромную роль в подготовке руки ребенка к письму играют: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, оригами, различные виды ручного труда, самообслуживание, ежедневная гимнастика.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику детей, можно организовать в группе и посоветовать родителям.

Работая над развитием руки ребенка, помните:

Работайте спокойно, без упреков и порицаний.

• Не торопите ребенка, пусть работает медленно.

• Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.

• При неудаче повторяйте, давая аналогичные задания.

• Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

• Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторикиОпыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики». И начать свой.

Фотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторикиФотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторики 1 сентября этого года к нам в группу пришли малыши трех лет. Перед нами, педагогами, встала главная задача – развитие мелкой моторики рук.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию мелкой моторики
Опубликовано: 17 октября 2024 в 21:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем валентина максимова (УИ 449116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД