Ольга Максимова
Значение ансамблевой игры на деревянных ложках в формировании чувства ритма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эпиграф: «Ритм – это наше всё»
Ускоренный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются дети, является одним из главных отличий современного общества. Многообразие и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность, нестабильность в общении ребенка с миром.
Деревянные ложки — это самый доступный музыкальный инструмент не только для музицирования в детском саду, но и дома.
Публикация «Значение ансамблевой игры на деревянных ложках в формировании чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ритм – первооснова музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Оно вызывает у детей желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности, в том числе, игре на музыкальных инструментах.
Именно ансамблевая игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку. Эта деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать в нём, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учит слышать и анализировать собственное исполнение и исполнение других участников ансамбля. Игра в ансамбле помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности, такие как чувство ритма, тембровый слух, артистические способности. Именно поэтому в процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправдано включение ударных шумовых инструментов и прежде всего ложек.
Целью своей работы я определила создать оптимальные условия для развития у дошкольников чувства ритма.
Задачи:
1. Создать благоприятную развивающую среду.
2. Изучить литературу по данной теме.
3. Развивать ритмические навыки детей в различных видах музыкальной
деятельности в соответствии возрастными и индивидуальными
возможностями.
4. Осуществить мониторинг уровня развития детей.
Свою деятельность организовала следующим образом:
- Изучила программу Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши», рассчитанную на младший дошкольный возраст, С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», работы Т. Э. Тютюнниковой,
программу по организации оркестра ложкарей «Ложки понемножку» Чуриковой Е. В.
- Повысила уровень компетенции родителей в вопросах развития чувства ритма у дошкольников.
- Написала рабочую программу кружка ложкарей для детей 5-7 лет.
- Приобрела спаренные ложки.
- Подобрала фонотеку с записями русской народной, современной, а также классической музыки. Главное условие при подборе музыки - её чёткий ритм.
Формы работы:
- Организовала кружок ложкарей «Ложки –крошки»
- Подобрала, систематизировала и совершенствую приемы и методы работы
в соответствии с программным содержанием для развития интереса у детей к
музыкально-художественной деятельности.
- Включаю игру на ложках во все виды музыкальной деятельности детей на музыкальном занятии.
- Веду также индивидуальную работу.
- Запланировала концертную деятельность.
Программа рассчитана на 2 года обучения: старший и подготовительный возраст. Но применять приёмы игры я начинаю уже с ясельной группы, чтобы к пяти годам детей уже владели некоторыми приёмами игры на ложках.
Приёмы и методы:
- Метод эмоционального показа. Для того, чтобы дети захотели играть, сначала играю сама, делаю это очень эмоционально, ярко!
- Метод мотивации и стимулирования воспитательно-образовательной деятельности детей. Обращаю внимание на качественное исполнение, и тогда мои воспитанники понимают, что каждое занятие развивает их способности, и с каждым разом стремятся играть всё лучше и лучше. Стараюсь поместить ребёнка в ситуацию успеха: если у кого-то пока не получается играть на ложках, играет на бубне.
- Наглядный метод. Сижу напротив детей и играю с ними в зеркальном отражении. А также сама посадка детей способствует наглядности: они сидят в несколько рядов в шахматном порядке. В первом ряду располагаются продвинутые дети, которые часто посещают, занимаются с желанием, а позади – не очень ритмичные, часто пропускающие дети, и они, таким образом, имеют возможность учиться у лучших и подстраиваться к ним.
- Приём визуализации способов игры на ложках. Каждый способ игры имеет своё название, историю, речевую подтекстовку и иллюстрацию. Поэтому ребёнок имеет возможность не только слышать и тактильно ощущать, но и видеть.
2 способа игры на ложках: сидя и стоя.
3 группы приёмов: простые, посложнее, сложные.
Каждый приём включает в себя: название, историю, подтекстовку и иллюстрацию.
Далее идут иллюстрации приёмов, а также выложенная картинками партитура р. н. п. «Блины».
Благодаря проведенной работе изменились показатели уровня ритмического развития воспитанников. По данным промежуточного мониторинга, за 4 месяца обучения (с сентября по декабрь 2024 г.) это уровень вырос с 30 до 60%.
А также повысилась самооценка детей: находясь в состоянии успеха, они становятся уверенными в себе, более раскованными, и это способствует росту эмпатии в детском
коллективе.
Результативность. Ансамбль ложкарей «Золотце» участвовал в:
- 1 городском конкурсе исполнителей на народных инструментах и получил 2 место;
- 7 краевом фестивале-конкурсе самодеятельного творчества «Оранжевое небо» и получил 1 место;
- составе концерта «Простая наука - услышать друг друга» в Центре по работе с населением «Единство» и получил благодарность от Управления социальной работы с населением Администрации г. Хабаровска.
Итог. Работу по этой теме буду продолжать, так как она доставляет огромную радость мне и мои воспитанникам!