Наталья Ярушина
Конспект НОД «Зимующие птицы» в рамках тематического проекта «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
ОО «Речевое развитие» (направление развитие речи)
Тема «Зимующие птицы»
(в рамках тематического проекта «Зимующие птицы»).
Цель: Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах и их особенностях поведения в зимнее время.
Задачи :
образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ в рамках тематического проекта „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Совершенствовать умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- формировать умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
-формировать умение составлять описательный рассказ о птице, активно использовать словарь по теме.
развивающие:
-активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»
- развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
-расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
-развивать двигательную активность в процессе выполнения физминутки;
-развивать логическое мышление, внимание;
-формировать сдержанность, удовлетворение от решённой, задачи;
воспитательная:
-подводить к пониманию того, как человек может помочь птицам пережить холодную зиму;
- воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.
Материалы и оборудование: Многофункциональное панно (зимний пейзаж, серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц, мешочек с разным семенами, орехами, ягодами (корм для птиц, кормушка. Ноутбук, магнитная доска, СD-диск «Голоса птиц»
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание фотографий, просмотр презенации «Зимующие птицы», чтение художественной литературы про птиц. Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями из подручного материала. Лепка «Зимующие птицы»
Целевые ориентиры: проявляет творческие способности в составлении рассказа по серии картин; может фантазировать вслух, играть словами; хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает начальными знаниями о зимующих птицах; отличительные особенности птиц, как представителей мира животных; характерные особенности внешнего вида, повадки разных птиц.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Ход занятия
1. Мотивационно-побудительный этап.
В: - Доброе утро, ребята! У нас с вами сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Дети:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю!
Всех, я вас приветствую!
(воспитатель организует беседу по вопросам)
В: Дети, какое время года наступило?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какой месяц наступил? Это зимний или осенний месяц?
Дети: отвечают на вопрос.
В:-Какие первые признаки зимы вы заметили в природе?
Дети: рассуждают, высказывают собственное мнение.
2. Организационно- поисковый этап
За дверями кричит Сова (Угу-угу)
В: -Ребята, вы слышите эти звуки? (Тётушка Сова)
Совунья: -Здравствуйте ребята, это старшая группа?
Старичок - лесовичок попросил меня передать вам письмо. (передаёт письмо воспитателю)
В: -Дети вы хотите узнать, что нам написал Старичок – лесовичок?
Дети: высказывают собственное мнение.
Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
«Дорогие ребята, пишет вам старичок – лесовичок. В нашем лесу случилась беда. Снежная королева заколдовала птиц и у них пропали голоса. Помогите мне их расколдовать, выполните задания, которые снежная королева спрятала в вашей группе. Нужно найти 5 карточек с заданиями и выполнить их, начиная с карточки под №1, и тогда злые чары исчезнут. А карточки вы найдёте, отгадав загадки»
В: - Ребята, что делать, поможем птицам?
Дети: высказывают собственное мнение.
Отгадайте загадку
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Дети отгадывают загадку, находят изображение снегиря и карточку №1 за картинкой.
Воспитатель читает задание
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорка
Ел-ел-ел на березу дятел сел.
Ал-ал-ал – дятел клювом застучал.
Ил-ил-ил – дятел дерево долбил.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы будем проговаривать скороговорку – сначала медленно, потом быстрее, затем быстро. Все вместе.
Скороговорка.
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок!
Воспитатель:Молодцы справились с первым заданием
Отгадайте следующую загадку
2. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
Дети отгадывают загадку, находят изображение дятла и карточку №2 за картинкой.
Рассказать об этой птице
Ребенок рассказывает, что он узнал о дятле.
Воспитатель:- Молодцы, хорошо справились с заданием.
А сейчас давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Отгадайте загадку
3. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)
Дети отгадывают загадку, находят изображение клеста и карточку №3 за картинкой.
Составить рассказ по картинкам
Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
Составление рассказа.
Воспитатель предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
- Почему дети решили сделать кормушку?
- Что им для этого понадобилось?
- Где дети повесили кормушку?
- Кто с радостью прилетал к кормушке?
- Как нужно заботиться о птицах зимой?
Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.
Воспитатель просит придумать имена детям.
Рассказы детей.
Воспитатель просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
Воспитатель: Молодцы справились с третьим заданием
Отгадайте загадку
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её …. (Сорока.)
Дети отгадывают загадку, находят изображение сороки и карточку №4 за картинкой.
Рассказать стихотворение «Новая столовая»
Ребенок читает стихотворение, подготовленное дома.
В. : -Молодцы справились с четвёртым заданием
Отгадайте загадку
5. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
Дети отгадывают загадку, находят изображение воробья и карточку №5 за картинкой.
Приметы и пословицы
Свиристели прилетели и морозы засвистели.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Больше дела, меньше слов.
Полина и дети расскажут приметы и пословицы
В:- Я вас познакомлю с новой пословицей «Слово не воробей вылетит, не поймаешь»
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: рассуждают, высказывают собственное мнение.
В. : -Молодцы справились с пятым заданием
В. : Выполнили все 5заданий, а пение птиц не слышно. Неужели у нас ничего не получилось, мы где- то ошиблись, выполняя задания, и не помогли птицам? Что- же ещё сделать? Дети: - Назовём их ласково.
В:- Давайте порадуем птиц ласковыми словами.
Игра «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных
Синица- синичка, воробей- воробушек, снегирь- снегирёчек.
Дети: - Нужно покормить птиц.
В: - Но сначала подготовим корм и наши руки.
Игра – «Угадай на ощупь»(дети определяют в мешочке птичий корм на ощупь, называя его)
В. : -Молодцы угадали корм на ощупь.
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук,
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта,
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми.
Воспитатель дает задание сосчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т. д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры воспитатель говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
В: - Давайте вместе насыплем в кормушку корм для птиц. (Дети подходят к кормушкам и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутрь кормушки).
В: - В группе прошла экологическая акция «Спасаем птиц». Ваши родители сделали для птиц кормушки, и мы с вами устроили птичью столовую на участке и на деревьях. На каждой прогулке вы подкармливаете птиц.
Звучит аудиозапись с пением птиц, стук дятла.
В. : Вы большие молодцы, ребята, справились с заданиями и помогли расколдовать птиц. И сейчас послушайте от благодарных птиц веселые песенки.
Дети слушают пение птиц и угадывают их по голосу. Выражают свои эмоции.
Рефлексия:
В. : Ребята вам понравилось помогать птицам?
Какое задание вам понравилось больше? А какое задание вам показалось сложным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок Снежной королевы. А сейчас кому было легко, интересно посадите птиц на берёзу, а кому было сложно и скучно, посадите птиц на ель.
Дети прикрепляют птиц на деревья
В: Вы отличные знатоки птиц!
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая: «Спасибо, вам великое!»