Валентина Сорокина
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Зимушка-зима» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Сорокина. В. И.
Программные задачи: 1. Развивать звуковую культуру речи.
2. Учить детей слушать рассказ и отвечать на вопросы полно и выразительно, использовать для описания зимы образные слова и выражения.
3. Активизировать употребление однократных слов.
4. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.
5. Расширять словарный запас детей.
6. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, зима. И сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – зиме.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи „Зимушка-зима“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, посыпает дорожки снегом, чтоб на санках веселее кататься было.
- Скажите, а какие зимние месяцы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе?
Дети: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят студеные морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).
Воспитатель: Ребята, а помните когда выпал снег мы с вами лепили кого?
Дети: (снеговика).
Воспитатель: Сегодня снеговик прислал нам письмо и посылку.
Давайте сначала прочитаем письмо.
1. Письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята. Зима уже подходит к концу. Стало теплее и я начинаю таять. Я пробовал договорится с зимой, чтобы ещё подержались морозы, но она мне в ответ прислала посылку с заданиями, с которыми я сам не в силах справиться, поэтому я эту посылку пересылаю вам. Помогите, пожалуйста, справиться с заданиями.
Воспитатель: Смотрите, а тут конверты подписаны цифрами. Давайте начнем, с какого?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, с первого.
А в первом конверте у нас игра «Придумай слово».
Сейчас мы будем с вами придумывать родственные слова к слову ЗИМА.
Дети: (зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать).
Воспитатель: А теперь второе слово СНЕГ.
Дети: (снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник).
Воспитатель: Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
2. Вова, иди покажи, где конверт со вторым заданием.
Вова дает конверт.
Воспитатель: А в этом конверте нам принесла зима интересный рассказ. Называется он «Гостья – зима». Сейчас я вам его прочту, а потом ответим на вопросы по этому рассказу. Если вы правильно ответите, значит с заданием справились.
Рассказ «Гостья – зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели и лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Воспитатель: Понравился рассказ? А теперь послушайте вопросы.
«Кто пришел к нам в гости?»
«Какое время года было до этого?»
«Чем зима накрыла землю?»
«Какие подарки принесла зима?»
«Для чего людям нужны эти подарки?»
«Что такое зимние забавы?»
3. Физминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: Диана, неси нам задание под № 4. А здесь в конверте игра, которая называется «Какая?».
Сейчас мы будем подбирать к слову «ЗИМА», т. е. Какая она?
Я буду бросать вам мяч и называть слова какая она зима, если определение подходит к слову «зима», значит, вы должны поймать мяч, а если не подходит, значит отбить мяч. При каждом правильном ответе вы получаете снежок.
( слова: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас снежков, но они не простые, в них что- то есть. Дай, Диана твой снежок.
Воспитатель достает загадку из снежка.
Загадки.
1. Хоть сама и снег и лед,
А уходит слезы льет. (зима).
2. Из овечьей шерсти тонкой
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (руковичка).
3. Что за неленый человек
Пробрался к нам в двадцать первый век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
4. Он сверкает белой стаей и сверкает на лету
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег).
5. С неба падает зимой
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые (снежинки).
6. Белый дед, белее него.
Старый, горбаты,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никого не поднимает
Весна придет
- он сам уйдет (сугроб).
7. Я снежная, я белая
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мною,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (снежная баба).
8. Кручу, урчу
Знать никого не хочу. (метель).
Последней отгадываю загадку о снежинках, и воспитатель разбрасывает снежинки. Дети собирают. На обратной стороне нарисованы схемы слов.
Воспитатель предлагает детям составить слова по схемам.
(снег, лед, зима, метель, снеговик, снегурка).
А сейчас последнее задание, было 4, а следующее какое?
Дети: 5
Воспитатель: Правильно под номером 5.
А задание такое – придумать слова, в котором первым стоит звук «Р».
Дети: Рыба, рак и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам скажу слова, а вы мне ответите, где в них находится звук «Р» в начале, в конце или в середине.
(Экскаватор, море, забор, ручей, сугроб).
Воспитатель: Придумайте слова, которые начинаются на звук «Л».
Дети: Лужа, лес.
Воспитатель: А теперь скажите мне в слове голубой – где находиться звук «Л» (привлекательный, метель, кошелек, лампа, стул).
Дети: (снег, лед, метель, санки, коньки, сугроб, снегурка, снеговик).
Воспитатель: А сейчас 6 задание, последнее. Открывайте конверт (если вы справились со всеми заданиями, вы должны хорошо знать приметы зимы).
У вас на столах лежат карточки, на которых изображены времена года.
Сейчас вы возьмите заштрихуйте кружочки под карточками. Где изображена зима, кружочек будет синий, где весна зеленый.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно сделали, какое же время года будет за зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот вы со всеми заданиями и справились. Вспомните, о чем мы с вами говорили на занятии?
Что мы делали?
Что вам понравилось?
Как вы думаете, выручили мы снеговика?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, наш снеговик очень нами доволен, он поживает в группе, познакомьте его с игрушками.