Венера Кокова
Интегрированное занятие в старшей группе «Зимушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Формировать исполнительские навыки, музыкальный вкус, кругозор,
творчество в области пения, слушания, танцев, рисования.
-Создать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение
изобразительными средствами.
Задачи:
-Учить передавать настроение, характер музыки в пении, в танце, рисунке;
создавать собственные танцевальные импровизации.
-Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании
музыкального произведения; развивать творческие способности детей во всех
видов музыкальной деятельности.
Темочки:
-Через прекрасное воспитывать в детях доброе начало и бережное отношение
к природе.
Материалы к занятию :
Магнитофон, запись музыкальных произведений: “Вальс” Г. Свиридова, «Декабрь», «Январь» из цикла времена года Чайковского, «Зимнее утро» Чайковского, «Зима» в исполнении А. Губина, запись завывания зимней вьюги. Мультимедиа, слайды картин: “Березовая аллея” И. Грабарь, “Снегурочка” В. М. Васнецов, “Зима” И. И. Шишкин, “Зимой” В. А. Серов, “Зима” В. Д. Поленов и другие картины с зимними пейзажами.
Рисунок клоуна на шарах для раскраски, акварельные краски, кисточки для рисования, подставка с водой.
Ткань (голубой ситец) 1х1м., клей, салфетки, кисти для клея, подставка для кистей, готовые снежинки из салфеток, пенопласт для «снега», готовые изделия снеговика (3 круга, нос,шапка,пуговицы).
Свечи, по две палочки на каждого ребенка, сюрприз (подвешанный к потолку «снежный ком»внутри которого «снег» и конфеты для детей)
Предварительная работа:
Разучивание стихов и песен о зиме, музыкально-ритмических движений, разучивание танцев, знакомство детей с композиторами Чайковского, Свиридова,Кабалевского.
Ход занятия
I. Оргомомент
1. Приветствие.
(Дети заходят в зал).
Музыкальный руководитель (поет) : Здравствуйте, ребята!
Дети (поют) : Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет) : Здравствуйте, мальчики!
Мальчики (поют) : Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет) : Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют) : Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет) : Имя ребенка, ты где?
Ребенок (поет) : Я пою! (несколько детей).
Музыкальный руководитель Ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, нарядных! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, сколько гостей в нашем зале. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
2. Введение в педагогическую ситуацию.
Музыкальный руководитель: А необычно наше занятие еще и тем, что сегодня мы с вами узнаем как поэты, композиторы и художники воспевали красоту нашей природы. (звучит фонограмма зимней вьюги).
Музыкальный руководитель: Что это? Может быть летний ветерок (Ответы детей). Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание ветра, затем на звуке «у» изображаем завывание зимней вьюги.
(Муз. рук. рукой «рисует» в воздухе линии,
моделируя условно высоту и динамику «бури»)
Музыкальный руководитель: Страшно и неуютно становится от такого ветра.
Отгадайте загадку: Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовём…
Дети: Зима!
Музыкальный руководитель: Была зима. Деревья стоят по пояс в сугробах.
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий,
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Вам понравилось стихотворение?
О чем написал автор?
Ребенок: Поэт написал о снежной зиме.
Музыкальный руководитель: Правильно о белоснежной пушистой зиме. Многие поэты, композиторы и художники воспевали красоту и волшебство зимы. А какая она бывает в музыке и картинах. Посмотрим и послушаем. Звучит музыка “Снежный вальс” муз. З. Роот. Заходит Зима (взрослый, одетый в костюм зимы).
II. Основная часть.
Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!
Дети : Здравствуйте!
Зима: А вот я и сама
С вьюгой, ветром, холодами
Русская Зима.
Вы меня не испугались?
К тёплой печке не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить я буду с вами?
Дети: Можно!
Зима: Я веселая волшебница, могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесет вас далеко, далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас. Слушайте.
Зажигаются свечи. Звучит “Вальс” Г. Свиридова.
Музыкальный руководитель: Понравилось, а что вы слушали? Как называется произведение? Какая звучала музыка (нежная, ласковая, медленная? Ребята, а вы можете движением показать, какая звучала музыка? Я вижу девочек, что бы они хотели нам исполнить?
Танец “снежинок”. Зима танцует с детьми.
Музыкальный руководитель: А вот Аслан представил всю картину и хочет рассказать стихотворение.
Ребенок:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
(Суриков)
Музыкальный руководитель: Твое стихотворение еще раз подтвердило красоту и белоснежность зимы.
Зима. Посмотрите на эту картину. (Картина с изображением зимнего утра).
(слайд 1.) Заснеженный лес. Деревья стоят зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом, деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом.
Мы смотрим на картину, будто слышим слова «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Слушать мы будем музыку П. И. Чайковского «Зимнее утро».(Дети слушают музыку).
Зима. Не хватает только красивых выразительных стихов о зиме.
Музыкальный руководитель. А вот Ислам знает такое стихотворение, оно так и называется «Зимнее утро».
Ребенок. Александр Сергеевич Пушкин.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.
Зима. Ребята, а что вам нравится зимой?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель. А мы с вами знаем песенку, которая называется «Когда зимы пора придет» (Исполняют)
Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и суровая, холодная, морозная. Ребята, а как называется эта песня (Музыкальный рук. играет мелодию песни «Ой мороз», дети угадывают)
Послушайте песню в исполнении ребят.
Музыкальный руководитель. (вызывает к себе ребенка)
Не рисовал не я не ты
Откуда на окне цветы?
Ребенок. Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окне старик Мороз,
Льдинкой росписи нанес.
Ребята, я вам сейчас раздам ледяные палочки, «карандаши» дедушки Мороза и мы тоже попробуем нарисовать узоры.
(Звучит запись песни «Зима» в исполнении Губина). Дети бегут друг за другом, останавливаются, стучат палочками, кружатся и строят на полу общий узор из палочек. (Игра повторяется).
Зима любуется узором.
Музыкальный руководитель: Ребята, какой любимый праздник приходит к нам зимой?
Дети: Новый год.
Музыкальный руководитель: Правильно дети. Шумный, маскарадный, карнавальный Новый год. Давайте, вспомним наш веселый новогодний танец.
(исполняется танец «Полька»)
Зима: Я знаю, что в новогодний праздник все дети наряжаются, и приходит много петрушек, клоунов, чтоб повеселить всех ребят.
Музыкальный руководитель: Ты права зима. У композитора Д. Кабалевского есть шутливая и озорная музыка “Клоуны”. Послушайте ее. (Играю отрывок) Какая музыка?
Дети: Музыка звучала отрывистая, быстрая, веселая, смешная.
Музыкальный руководитель: А хотите под музыку Д. Кабалевского стать клоунами? Придумайте себе свои движения и покажите.
Сочинение танца. Исполнение.
Музыкальный руководитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам раскрасить шарики, на которых стоит клоун, в ВЕСЕЛЫЕ цвета и выбрать маску подходящее настроению музыке Д. Кабалевского «Клоуны»
Зима: Я вами довольна. У вас все прекрасно получается,
Музыкальный руководитель: Сегодня вы узнали, как композиторы изобразили зиму в музыке. Художники рисуют зиму тоже по-разному. Давайте посмотрим.
Рассматривание картин (слайды2,3.4.5) “Березовая аллея” И. Грабарь
“Снегурочка” В. М. Васнецов, “Зима” И. И. Шишкин, “Зимой” В. А. Серов,“Зима” В. Д. Поленов
Зима: Ребята, мне было с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня еще много дел в лесу: нужно веточки засыпать снегом. В поле, в лесу, расстелить белый пушистый ковер и спрятать под ним от мороза зверей.
Музыкальный руководитель: Дорогая зимушка, ребята хотят подарить тебе на память ковер, который они для тебя сделают.
коллективная работа детей
(выполняют аппликацию на ткани, наклеивают снег, снежинки, наклеивают снеговика)
Зима: Спасибо, ребятки. Какой красивый ковер получился, я буду хранить его долго, долго буду вспоминать вас много раз, и за это я вас угощу гостинцами.
(Зима дергает за веревочку «снежного кома», который висит на потолке, оттуда высыпаются конфеты и «снег»)
Зима: До свидания, до новых встреч ребята! (прощается и уходит).
Музыкальный руководитель: Зима-волшебница! Мы с ней еще встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своей красотой. Ну а наше занятие подходит к концу, и давайте подведем итог. Чем же нас удивило наше необычное занятие? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! А теперь вам пора идти в группу. Попрощайтесь с гостями. До свидания!
(Звучит тихая музыка, дети прощаются и уходят из зала.)