Селезнёва Галина
Зимняя прогулка в детском саду как средство укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для МО на тему: «Зимняя прогулка в детском саду как средство укрепления здоровья дошкольников».
Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Селезнева Г. А.
Зима – удивительное время года! Ее очень любят воспитанники детского сада, ведь зимой на прогулке – раздолье для игр и забав.
Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний, а при морозе не выживают болезнетворные бактерии, поэтому воздух становится практически стерильным. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.
Публикация «Зимняя прогулка в детском саду как средство укрепления здоровья дошкольников» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Когда дети проводят не менее часа на улице, они получают заряд бодрости и хорошего настроения, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создаёт дефицит движения.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений. Ребенок не должен уставать от одежды, но в то же время должен быть надежно защищен от холода. Детская одежда для зимних забав должна быть защищена от снега и влаги, плотно застегиваться. Не нужно укутывать его - температура кожи под толстыми слоями одежды повышается, теплоотдача высокая, двигаясь - ребенок потеет, и вероятность переохлаждения выше, чем при "недостаточном" одеянии.
Детям интересно на свежем воздухе, когда они заняты. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: организовать прогулку так, чтобы малыши всегда были увлечены интересным и полезным делом.
Большое место на прогулке отводится наблюдению за всем, что окружает малыша. Например, наблюдением за птицами: «Почему они сидят нахохлившись?», «Как клюют корм?», «Какие птицы обедают на «нашей рябинке?», «Чем отличается снегирь от синички?», «Сосчитать воробьёв, синиц на кормушке» и др. Или за снегом: рассматривание снега: «Почему снег белый?», «Почему он скрипит?», «Как изменяется цвет снега в разное время суток и при разном освещении?». А еще проведению экспериментов: измерить глубину сугробов в разных местах участка, проверить, когда снег тает, когда вода застывает и др.
Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду - движение в этом случае просто необходимо!
В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального, или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Подвижные игры: сюжетные, несюжетные
В основу сюжетных игр положен жизненный опыт ребёнка, его представление об окружающем мире (действия людей животных, птиц и т. п.)
Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями, физической подготовки детей.
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.
Любимые игры воспитанников: «Два Мороза», «Мы весёлые ребята», «Бездомный заяц», «Охотники и звери», «Заморожу», «Угадай, кто позвал»… и др.
Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных и воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.
Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Методика проведения, подбор и чередование упражнений и игр направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей. Во время игр и упражнений на прогулке дети закрепляют освоенные на физкультурных занятиях основные движения, спортивные упражнения и спортивные игры.
Таким образом, выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности.
Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей и т. д.
Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Конечно, нельзя забывать о технике безопасности и проводить с детьми инструктаж по безопасному поведению на прогулке :
- Одеться необходимо тепло, чтобы не замёрзнуть;
- Нельзя есть снег, и сосать ледяные сосульки;
- На ледяных дорожках кататься осторожно, чтоб не толкнуть других детей;
- Нельзя бросать ледышки друг в друга
- Не бросать снег в лицо
Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
- сформировать навыки в разных видах движений;
- способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель всех сотрудников ДО.