Валентина Владимировна Верещагина
Конспект занятия «Зимняя лесная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимняя лесная сказка»
Цель: систематизировать и обобщить представления о зиме; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать любознательность, заботливое отношение к природе родного края.
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель предлагает под негромкую музыку рассказ – загадку.
- Попробуйте отгадать, о каком времени года идет речь.
Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом.
Побелели дорожки, льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Публикация «Конспект занятия „Зимняя лесная сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, тоже в белые шубки одели.
Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз не мороз.
- О каком времени года рассказ?
- Как вы догадались?
- Что за шубы и шапки на деревьях?
-Из чего они состоят?
- Давайте поищем снежинки в окружающей среде.
2. Дидактическая игра «Где снежинка?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последними словами дети останавливаются, находят нужные картинки и объясняют свой выбор. Движение продолжается.
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Где снежинку нам искать?
- Мы с вами пришли в зимний лес. Давайте послушаем зиму… Тишина, тишина, лес спит.
- Чем пахнет зима?
- Какого она цвета?
- Какая она на ощупь? А на вкус?
- Ой, ребята, смотрите: снег идет!
3. Релаксация на тему «Зима».
Дети ловят на ладошки падающие снежинки из салфеток под музыку. Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
-Давайте полюбуемся волшебным снегопадом.
Воспитатель читает:
Белый, чистый снег идет;
Попадает прямо в рот;
Если только захочу,
Снег весь разом проглочу.
И тогда что будет, братцы!
На коньках не покататься,
И в снежки не поиграть,
И сугробов не видать,
И на лыжах не побегать.
Скучно будет всем без снега,
И поэтому, друзья, снег не съем, пожалуй, я.
- Почему нельзя есть снег? Когда еще можно заболеть зимой? (Обсуждение предложенных детьми ситуаций).
4. Мимические упражнения.
Воспитатель предлагает выразить свое состояние и настроение в разное время зимы. (Первый снег, холодный ветер, студеная погода, катание на коньках и т. д).
- Выразите мимикой, жестами и движениями настроение и действие Зимы.
Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блесками и серебром землю. А вот сердитая Зима – старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдом и т. д.
Можно изобразить:
1. Катание на коньках, игра в снежки, ходьба на лыжах и т. д.
2. Зимующих птиц: замерзшего воробья, клеста, высиживающего птенцов.
3. Зверей: зайчика, притаившегося под кустом; лису прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую.
5. Беседа о жизни животных в зимний период.
- Почему в лесу так тихо?
- Куда делись зимой насекомые?
Они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев.
- Птицы в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему?
Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.
В такую погоду много птиц погибает от холода и голода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голода. Из десяти птичек зимой выживет только две.
-Сколько их погибнет?
- Каких еще птиц можно встретить зимой? (Дети отбирают картинки с изображением зимующих птиц)
- Как можно помочь птицам? (Их надо обязательно подкармливать).
- А как живется в зимнем лесу зверям? Какие опасности и трудности их подстерегают? (Ответы детей).
6. Отгадывание загадок.
- Отгадайте кто о себе рассказывает. (Дети отгадывают загадки)
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно хочет зареветь.
Кто, скажите, он? (Медведь)
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной.
Снег разгребает,
Мышек хватает. (Лиса)
Чьи это лапки на белом снегу наследили?
Кто – то быстро по белому полю бежал.
Корешок чьи – то зубки точили,
На осине кору обглодали.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки.
А потом – кувырком
Полетел через голову со
Снежной горушки. (Заяц)
7. Инсценированная детьми сценка.
- Послушайте, что они рассказывают о себе, о том, как готовятся к лютой зиме.
Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок, да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходиться прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтобы зимой не голодать. Где же зимой еду достать?
Еж. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился, не ленился!
Медведь. Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Заяц. Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой мне бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Лиса. Я зимы не боюсь:
В шубку теплую ряжусь,
Хвост красивый какой –
Он мне нравиться самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться я начинаю.
Ищу мышку полевую или живность хоть какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне трудно зимою бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Волк. А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимою очень злой.
В одиночку он не ходит: волки стаями все бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Лучше нам не попадаться, надо нас остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
- Посмотрите, что передали нам наши лесные друзья:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
-Как вы понимаете эти пословицы?
- Нагулялись, замерзли, съежились, дрожим. Побежали в садик греться!
8. Развитие мелкой моторики.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
(Делаем «фонарики»)
Мы снежинки собирали,
На ладошку их подняли.
Вместе с ними мы кружились
И на землю все садились.
Бабу снежную лепили
(Имитация лепки)
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
(Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись
(Кладем ладошки то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли
(Отряхиваемся)
Но зато друзей нашли.
. Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
9. Продуктивная деятельность и итог.
- Вот и закончилось наше лесное путешествие по зимнему лесу. Выразите свое отношение к зиме через танец (рисунок под музыку).
Дети рассказывают, что изобразили в танце или через рисунок. Какие положительные и отрицательные эмоции испытали.