Татьяна Ильинична Хвостова
Конспект занятия «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей дошкольников средствами русского фольклора.
Продолжать знакомить с особенностями народной речи (точность, яркость, певучесть, мягкость, доброта, мудрость, раскрывать познавательное и воспитательное значение разных фольклорных жанров.
Учить выразительно, эмоционально читать и рассказывать произведения русского фольклора, совершенствовать диалогическую и монологическую формы языка.
Учить передавать характеры персонажей и их переживания мимикой, движением, разнообразными речевыми интонациями, использовать прием пантомимики.
Публикация «Конспект занятия „Зимние посиделки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Темочки
Продолжать развивать желание участвовать в драматизациях прибауток, потешек и других видов устного народного творчества.
Воспитывать любовь к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, отражения в нем национального характера, мировосприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1 Предметы быта для оформления уголка русского народного творчества (лапти, самовар, куклы в русских народных костюмах, рушники, керамика и т. д.).
2. Русские народные костюмы для детей.
3. Атрибуты для инсценировок. коромысло, ветра; шелковая ткань (речка); шапочки козлика, волков; платочек для бабушки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1ч. Воспитатель :
- Вот и зимушка пришла, белоснежная пришла, метели и стужу за собой привела.
- Какими ласковыми словами называли в русском народе зиму - самое суровое, холодное время года?
Дети : зимушка - зима,
зима - матушка, зима - волшебница.
Воспитатель :
- Да, ребята, красивыми, ласковыми словами простой народ старался задобрить зиму, смягчить морозы трескучие.
- А как называется первый зимний месяц?
Дети : декабрь
Воспитатель :
- Стелет в декабре зима белые холсты Мороз наводит мосты через реки. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. В народе декабрь называли стужайло, хмурень
- Как БЫ думаете, ребята, отчего дали декабрю такие прозвища?
- Все успокоилось под белой пеленой до срока. Все отдыхает до красной весны. Воспитатель читает стнхотвооение.
ж
Зимушка пришла,
В сани коней запрягла,
В путь - дорожку вывела.
Лед на речке вымела,
С берегом связала,
К земле приковала.
Малых ребят,
Красных девчат
На санн усадила,
По ледянке с горки прокатила.
Воспитатель :
- Ох, и любима русским народом зима - матушка! Любят ее и sa красоту природа в белоснежных нарядах, и за веселые зимние развлеченья, а еще за то, что зима дает время отдохнуть крестьянину - земледельцу после тяжелых летних и осенних работ. Поэтому знма славится своими гуляньями, играми, забавами. В старину так и говорили :
, «Зима за морозы, а мужик - за праздники»;
«Лето - для старения
л
А знма - для гуляния»,
ч. Воспитатель :
- Вот и вы, ребята, представьте, что мы находимся в теплой уютной русской избе. Нам вместе так хорошо! Хранит тепло русская печка, горит - потрескивает лучина. Так и давным-давно в старину собирались добрые люди зимним вечерком на посиделки, отдохнуть да позабавить друг друга. Становились длинные зимние вечера вечерами смеха, шуток, конкурсов, кто интереснее да веселее придумает и расскажет сказку или небылицу, потешку или прибаутку, пословицу, чья загадка окажется мудренее, и текла живая русская речь рекой, рекой без берегов, и заложено в той речи все богат ство души простого русского человека : глубина мысли, богатая вьщумка, остроумие, удаль и веселье, доброта и смекалка.
- Давайте и мы повеселимся на наших зимних посиделках, прикоснемся к живой русской речи, к народному таланту, к устному народному творчеству.
- Напомните, пожалуйста, ребята, что же относится к устному народному творчеству?
Дети. песенки, потешки, сказки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, частушки.
- Правильно, молодцы!
Воспитатель :
- А сейчас поговорим о прибаутках - эти веселые забавницы могут быть такими разными : то это песенки, то стихи, то короткие рассказы - разговоры;
- А что можно узнать из прибауток?
Дети : а) знакомимся с деревенским бытом, с деревенской работой. простые люди в деревне косят, ходят по воду на речку и т. д.
б) мы узнаем о домашних животных, птицах, вспоминаем их голоса - кто как кричит?
в) а еще прибаутки высмеивают глупость, лень.
Воспитатель :
- Позабавьте нас прибаутками!
Инсценировка прибауток - по 2 человека
1 прибаутка.
- Федул, что губы надул?
- Кафт ан прот ек.
- Можно чатить (
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
- Один ворот остался!
2 прибаутка.
- Здорово, кума!
- На рынке была!
- Никак ты, кума, глуха?
- Купила курицу да петуха I
- Прощай, кума!
- Пять алтын дали
Воспитатель.
- А сейчас поиграем! А как называется игра вы узнаете, ребята, если отгадаете загад-
- А как вы догадались?
Итог воспитателя:
- Да и правда, это козел; и борода есть, и рога есть.
Выходит мальчик в русском национальном костюме, в шапочке козлика.
Воспитатель :
- А у нас и бабушка Варварушка есть!
Все дети поют, «козлик», «бабушка» передают характеры персонажей мимикой, фнжениямн, речевыми интонациями, используют прием пантомимики :
Ш
«С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет!
(Козел)
ИГРА-ИНСЦЕНИРОВКА «КОЗЕЛ»
1) Как у бабушки козел,
2) Попросился козел
У бабушки погулять,
Тыр-тыр.
3) Как навстречу козлу Идет тройка волков.
Тыр-тыр.
4) Ты, давай-ка, козелок.
Мы поборемся с тобой,
Тыр. тыр.
5) А как наш козел Волков поборол,
Тыр-тыр.
«Бабушка Варварушка» уходит, к «козлику» подходит девочка в русском народном сарафа-
- Где был козел?
- Сено косил!
- На что сено :
- Коров кормит!
- А на что коровы?
- Молочко доить!
- На что молочко?
- Пастухов кормить!
- Где пастухи?
- Красны девицы срывали, веночки сплетали.
Хороводы заводили.
Добрым молодцам дарили!
ФИЗМИНУТКА Воспитатель :
- Издавна на Руси водили хороводы. гармошка заиграет, глаза, щеки запылают, и в
круг! Давайте и мы хоровод заведем.
ХОРОВОД - звучит народная инструментальная мелодия «Лнвенская»
Воспитатель :
- Небылицы в лицах Сидит в теремах - светлицах.
Щелкают орешки
Да творят посмешки.
- А что такое небылицы?
Дети : а) это большие веселушки, забавницы, они всех смешат;
б) это выдумки про то, чего не бывает на самом деле.
Воспитатель :
- Правильно, ребята, небылицы веселые д? забавные. Звучат красиво и запоминаются легко. Какие вы знаете небылицы?
1 реб. - Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.
2 реб - Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике
3 реб - Лошади» ела сало,
А мужик - овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез
4 реб - Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете Баба ехала верхом
В шелковой карете
5 реб - А за нею во всю прыть
Тихими шагами.
Волк старался переплыть Миску с пирогами.
Воспитатель :
- Видите, ребята! Какова сила слова! С ее помощью можно создать небывалый смешной мир!
- А теперь придумайте свои небылицы!
Воспитатель.
- А сейчас узнаем, какие вы умные, сообразительные, умеете ли отгадывать загадки, умеете ли догадываться, что за отгадка прячется за мудреными и хитрыми словами. Давайте подумаем. поломаем голову!
Выходит девочка, читает загадку (поодаль лежит коромысло с ведрами, шелковая ткань (или синдипон - замерзший вариант речки).
«Горбатый кот
Маме плечо трет
С самого утра Пошел со двора.
На берегу валялся,
А в воде не искупался.. ^
(Коромысло)
- Почему так думаете?
Инсценировка:
Девочка «зачерпывает» ведрами «воду» из «речки» («из проруби», вешает ведра на коромысло, несет коромысло на плече. Мальчик вышагивает за ней, читает шуточное стнхотво- ренне
«Коромысло скрип-скрип,
А ведерко брынь-брынь,
А водица плеск-плеск,
А Матрена - «Ах», «Ох!»
Всю водицу расплескала По широкой улице.
Принесла домой так мало.
Не напиться курице!
- Какие еще знаете загадки?
Дети загадывают загадки про мороз, рукавички, серп, колос, тепло, др.
- Молодцы! Все загадки отгадали!
Воспитатель
- Нам с вами назиданье, очень и очень давно простыми русскими людьми были сказаны умные и складные слова - пословицы и поговорки. А «слово - не воробей - вылетит, не поймаешь», й разлетелись эти мудрые слова по свету и учат они нас, как и в старину, быть добрыми, честными, трудолюбивыми, уважать старших, высмеивают ленивых и нерадивых.
- Какие Вы знаете пословицы и поговорки? Чему они учат?
Дети произносят разные пословицы, объясняют их смысл.
Последняя - Повеселимся и спляшем, когда пашню вспашем.
Воспитатель :
- Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель :
- А какие же посиделки без веселых, задорных частушек Входит девочка, читает.
- Эй, подружки, хохотушки.
Развеселые болтушки!
Эй, ребята, молодцы.
Озорные удальцы!
Выходите поплясать.
Зимний вечер скоротать!
Под балалайку дети поют частушки.
ИТОГ
Воспитатель :
- Делу - время, потехе - час. Заканчиваются и наши посиделки. Но мы всегда будем помнить о том, как веселят шутки - прибаутки русскую душу, помогают и в трупе, и в радости, и в печали. Всем нужна и мила умная, добрая выдумка. И в каждой такой выдумке - своя радость, своя красота. Вот люди и хранят в памяти живое народное слово и мы никогда не будем забывать!