Папки-передвижки

Конспект занятия «Зимние посиделки»

Татьяна Ильинична Хвостова
Конспект занятия «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей дошкольников средствами русского фольклора.

Продолжать знакомить с особенностями народной речи (точность, яркость, певучесть, мягкость, доброта, мудрость, раскрывать познавательное и воспитательное значение разных фольклорных жанров.

Учить выразительно, эмоционально читать и рассказывать произведения русского фольклора, совершенствовать диалогическую и монологическую формы языка.

Учить передавать характеры персонажей и их переживания мимикой, движением, разнообразными речевыми интонациями, использовать прием пантомимики.

Публикация «Конспект занятия „Зимние посиделки“» размещена в разделах

Продолжать развивать желание участвовать в драматизациях прибауток, потешек и других видов устного народного творчества.

Воспитывать любовь к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, отражения в нем национального характера, мировосприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1 Предметы быта для оформления уголка русского народного творчества (лапти, самовар, куклы в русских народных костюмах, рушники, керамика и т. д.).

2. Русские народные костюмы для детей.

3. Атрибуты для инсценировок. коромысло, ветра; шелковая ткань (речка); шапочки козлика, волков; платочек для бабушки.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1ч. Воспитатель :

- Вот и зимушка пришла, белоснежная пришла, метели и стужу за собой привела.

- Какими ласковыми словами называли в русском народе зиму - самое суровое, холодное время года?

Дети : зимушка - зима,

зима - матушка, зима - волшебница.

Воспитатель :

- Да, ребята, красивыми, ласковыми словами простой народ старался задобрить зиму, смягчить морозы трескучие.

- А как называется первый зимний месяц?

Дети : декабрь

Воспитатель :

- Стелет в декабре зима белые холсты Мороз наводит мосты через реки. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. В народе декабрь называли стужайло, хмурень

- Как БЫ думаете, ребята, отчего дали декабрю такие прозвища?

- Все успокоилось под белой пеленой до срока. Все отдыхает до красной весны. Воспитатель читает стнхотвооение.

ж

Зимушка пришла,

В сани коней запрягла,

В путь - дорожку вывела.

Лед на речке вымела,

С берегом связала,

К земле приковала.

Малых ребят,

Красных девчат

На санн усадила,

По ледянке с горки прокатила.

Воспитатель :

- Ох, и любима русским народом зима - матушка! Любят ее и sa красоту природа в белоснежных нарядах, и за веселые зимние развлеченья, а еще за то, что зима дает время отдохнуть крестьянину - земледельцу после тяжелых летних и осенних работ. Поэтому знма славится своими гуляньями, играми, забавами. В старину так и говорили :

, «Зима за морозы, а мужик - за праздники»;

«Лето - для старения

л

А знма - для гуляния»,

ч. Воспитатель :

- Вот и вы, ребята, представьте, что мы находимся в теплой уютной русской избе. Нам вместе так хорошо! Хранит тепло русская печка, горит - потрескивает лучина. Так и давным-давно в старину собирались добрые люди зимним вечерком на посиделки, отдохнуть да позабавить друг друга. Становились длинные зимние вечера вечерами смеха, шуток, конкурсов, кто интереснее да веселее придумает и расскажет сказку или небылицу, потешку или прибаутку, пословицу, чья загадка окажется мудренее, и текла живая русская речь рекой, рекой без берегов, и заложено в той речи все богат ство души простого русского человека : глубина мысли, богатая вьщумка, остроумие, удаль и веселье, доброта и смекалка.

- Давайте и мы повеселимся на наших зимних посиделках, прикоснемся к живой русской речи, к народному таланту, к устному народному творчеству.

- Напомните, пожалуйста, ребята, что же относится к устному народному творчеству?

Дети. песенки, потешки, сказки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, частушки.

- Правильно, молодцы!

Воспитатель :

- А сейчас поговорим о прибаутках - эти веселые забавницы могут быть такими разными : то это песенки, то стихи, то короткие рассказы - разговоры;

- А что можно узнать из прибауток?

Дети : а) знакомимся с деревенским бытом, с деревенской работой. простые люди в деревне косят, ходят по воду на речку и т. д.

б) мы узнаем о домашних животных, птицах, вспоминаем их голоса - кто как кричит?

в) а еще прибаутки высмеивают глупость, лень.

Воспитатель :

- Позабавьте нас прибаутками!

Инсценировка прибауток - по 2 человека

1 прибаутка.

- Федул, что губы надул?

- Кафт ан прот ек.

- Можно чатить (

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра-то?

- Один ворот остался!

2 прибаутка.

- Здорово, кума!

- На рынке была!

- Никак ты, кума, глуха?

- Купила курицу да петуха I

- Прощай, кума!

- Пять алтын дали

Воспитатель.

- А сейчас поиграем! А как называется игра вы узнаете, ребята, если отгадаете загад-

- А как вы догадались?

Итог воспитателя:

- Да и правда, это козел; и борода есть, и рога есть.

Выходит мальчик в русском национальном костюме, в шапочке козлика.

Воспитатель :

- А у нас и бабушка Варварушка есть!

Все дети поют, «козлик», «бабушка» передают характеры персонажей мимикой, фнжениямн, речевыми интонациями, используют прием пантомимики :

Ш

«С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет!

(Козел)

ИГРА-ИНСЦЕНИРОВКА «КОЗЕЛ»

1) Как у бабушки козел,

2) Попросился козел

У бабушки погулять,

Тыр-тыр.

3) Как навстречу козлу Идет тройка волков.

Тыр-тыр.

4) Ты, давай-ка, козелок.

Мы поборемся с тобой,

Тыр. тыр.

5) А как наш козел Волков поборол,

Тыр-тыр.

«Бабушка Варварушка» уходит, к «козлику» подходит девочка в русском народном сарафа-

- Где был козел?

- Сено косил!

- На что сено :

- Коров кормит!

- А на что коровы?

- Молочко доить!

- На что молочко?

- Пастухов кормить!

- Где пастухи?

- Красны девицы срывали, веночки сплетали.

Хороводы заводили.

Добрым молодцам дарили!

ФИЗМИНУТКА Воспитатель :

- Издавна на Руси водили хороводы. гармошка заиграет, глаза, щеки запылают, и в

круг! Давайте и мы хоровод заведем.

ХОРОВОД - звучит народная инструментальная мелодия «Лнвенская»

Воспитатель :

- Небылицы в лицах Сидит в теремах - светлицах.

Щелкают орешки

Да творят посмешки.

- А что такое небылицы?

Дети : а) это большие веселушки, забавницы, они всех смешат;

б) это выдумки про то, чего не бывает на самом деле.

Воспитатель :

- Правильно, ребята, небылицы веселые д? забавные. Звучат красиво и запоминаются легко. Какие вы знаете небылицы?

1 реб. - Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

2 реб - Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике

3 реб - Лошади» ела сало,

А мужик - овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез

4 реб - Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете Баба ехала верхом

В шелковой карете

5 реб - А за нею во всю прыть

Тихими шагами.

Волк старался переплыть Миску с пирогами.

Воспитатель :

- Видите, ребята! Какова сила слова! С ее помощью можно создать небывалый смешной мир!

- А теперь придумайте свои небылицы!

Воспитатель.

- А сейчас узнаем, какие вы умные, сообразительные, умеете ли отгадывать загадки, умеете ли догадываться, что за отгадка прячется за мудреными и хитрыми словами. Давайте подумаем. поломаем голову!

Выходит девочка, читает загадку (поодаль лежит коромысло с ведрами, шелковая ткань (или синдипон - замерзший вариант речки).

«Горбатый кот

Маме плечо трет

С самого утра Пошел со двора.

На берегу валялся,

А в воде не искупался.. ^

(Коромысло)

- Почему так думаете?

Инсценировка:

Девочка «зачерпывает» ведрами «воду» из «речки» («из проруби», вешает ведра на коромысло, несет коромысло на плече. Мальчик вышагивает за ней, читает шуточное стнхотво- ренне

«Коромысло скрип-скрип,

А ведерко брынь-брынь,

А водица плеск-плеск,

А Матрена - «Ах», «Ох!»

Всю водицу расплескала По широкой улице.

Принесла домой так мало.

Не напиться курице!

- Какие еще знаете загадки?

Дети загадывают загадки про мороз, рукавички, серп, колос, тепло, др.

- Молодцы! Все загадки отгадали!

Воспитатель

- Нам с вами назиданье, очень и очень давно простыми русскими людьми были сказаны умные и складные слова - пословицы и поговорки. А «слово - не воробей - вылетит, не поймаешь», й разлетелись эти мудрые слова по свету и учат они нас, как и в старину, быть добрыми, честными, трудолюбивыми, уважать старших, высмеивают ленивых и нерадивых.

- Какие Вы знаете пословицы и поговорки? Чему они учат?

Дети произносят разные пословицы, объясняют их смысл.

Последняя - Повеселимся и спляшем, когда пашню вспашем.

Воспитатель :

- Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитатель :

- А какие же посиделки без веселых, задорных частушек Входит девочка, читает.

- Эй, подружки, хохотушки.

Развеселые болтушки!

Эй, ребята, молодцы.

Озорные удальцы!

Выходите поплясать.

Зимний вечер скоротать!

Под балалайку дети поют частушки.

ИТОГ

Воспитатель :

- Делу - время, потехе - час. Заканчиваются и наши посиделки. Но мы всегда будем помнить о том, как веселят шутки - прибаутки русскую душу, помогают и в трупе, и в радости, и в печали. Всем нужна и мила умная, добрая выдумка. И в каждой такой выдумке - своя радость, своя красота. Вот люди и хранят в памяти живое народное слово и мы никогда не будем забывать!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»Конспект занятия «Посиделки в русской избе» Конспект занятия «Посиделки в русской избе» Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Задачи: Образовательные:.

Фотоотчет о проведенном спортивном развлечении «Зимние посиделки» во второй младшей группеФотоотчет о проведенном спортивном развлечении «Зимние посиделки» во второй младшей группе Самая главная ценность у человека – это здоровье, поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребенка.

Поэтический вечер в подготовительной логопедической группе «Зимние посиделки» Программное содержание: - закрепить и обобщить знания детей о зиме и явлениях природы с помощью произведений русских поэтов и художников;.

Сценарий досуга «Зимние посиделки»Сценарий досуга «Зимние посиделки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 Сценарий досуга в коррекционной подготовительной группе «Зимние.

Сценарий развлечения для детей и родителей старшей группы «Зимние посиделки»Сценарий развлечения для детей и родителей старшей группы «Зимние посиделки» Декорация: деревенская изба с лавками, прялками, кадушкой и т. д. На столе самовар, чайная посуда. Воспитатели и дети в русских костюмах.

Сценарий спортивного развлечения «Зимние посиделки» Задачи: - Развивать физические качества — быстроту, силу, выносливость. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитатель:.

Конспект занятия «Святочные посиделки» Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Воспитание на основе православных.

Конспект занятия «Зимние посиделки» для подготовительной группыКонспект занятия «Зимние посиделки» для подготовительной группы КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ образовательной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа Автор:.

Сценарий детско-родительской викторины «Зимние посиделки»Сценарий детско-родительской викторины «Зимние посиделки» Цель: гармонизировать детско – родительские отношения с помощью проведения совместного мероприятия, обобщить знания старших дошкольников.

Сценарий развлечения «Зимние посиделки»Сценарий развлечения «Зимние посиделки» Сценарий развлечения «Зимние посиделки» Цель: создать условия для развития творчества и интереса к прошлому, к традициям и обычаям русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Зимние посиделки»
Опубликовано: 3 октября 2018 в 14:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Зимние посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ильинична Хвостова (УИ 143424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД