Ольга Жирова
«Жить в мире с собой и другими». Воспитание толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жить в мире с собой и другими» (воспитание толерантности)
Цель: формирование доброжелательного, терпимого отношения воспитанников друг к другу и окружающим людям.
Задачи: познакомить воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности,
Публикация «„Жить в мире с собой и другими“, Воспитание толерантности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
способствовать восстановлению уважительных отношений и взаимопонимания в семьях воспитанников,
воспитывать бережное чувство счастья.
Оборудование: народные костюмы для девушек, шкатулка, зеркало, презентация, мультимедийная установка.
Литература: журнал «Воспитание школьников» №1, 2013 год.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Разговор о вечном.
Сценка «Любовь и волшебник»
Жила на свете девушка по имени Любовь.
Скучно ей было без подружки, вот и обратилась она к волшебнику за советом.
Любовь:
- Помоги, мне дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную Богом жизнь…
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи завтра утром на расцвете…
Пришла Любовь в условленное место, как только взошло солнце, и видит: стоят девушки – одна другой краше…
Волшебник:
- Вот, выбирай, одну зовут- Радость, другую -Удача, третью -Красота, четвертую – Доброта.
Любовь:
- Они все прекрасны! Но подружкой на все жизнь может стать только одна…
Посмотрела Любовь каждой девушке в глаза и взяла за руку девушку по имени Доброта.
-А кого бы выбрали вы? Почему?
3. Понятие «толерантность».
1) На первый взгляд слово «толерантность» звучит непонятно, но оно несет очень важный смысл существования для всего человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и обладающий чувством самоуважения, уважаемый окружающим. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
2) Работа со схемой «Толерантность» по слайду:
1. Принятие другого таким, какой он есть.
2. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
3. Сотрудничество, дух партнерства.
4. Милосердие.
5. Уважение человеческого достоинства.
6. Сострадание.
7. Уважение прав других.
- Давайте изобразим ваши ответы в виде солнца и лучиков.
3. Лексическое значение слова «толерантность» в языках народов мира.
-Давайте послушаем, что слово «толерантность» означает на разных языках мира.
В русском языке-способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего или кого-либо).
Во французском языке - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.
В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском языке – позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском языке – прощение, страдание, терпение, расположенность к другим.
4. Толерантный и интолерантный пути развития личности.
1) Сценка: «Перед вами две дороги – выбирайте!»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал.
Девушка:
- Подожди, я подойду к нему.
Парень:
- Не вздумай! Он грязный!
Девушка:
- Видишь, у него сломана нога! Смотри, кровь на брюках!
Парень:
- А нам-то что! Он сам виноват!
Девушка:
- Ему нужна помощь! Срочно!
Парень:
- Говорю тебе-он сам во всем виноват! Наверное, не работает, ворует, пьянствует! Зачем ему помогать?
Девушка:
- Я все равно подойду!
Парень:
-Я не пущу тебя! Ты моя девушка и не смей общаться «со всякими»! пойдем отсюда!
Девушка:
Ему же больно! Ты что не понимаешь?
Девушка (подошла к мужчине) :
Что с вами? Что с вашей ногой? Потерпите, я вызову «скорую»!
Девушка (обращается к парню) :
- Дай, пожалуйста, телефон, нужно вызвать «Скорую помощь» и позвонить родственникам.
Парень брезгливо посмотрел и отошел в сторону.
Девушка:
- Ну и иди отсюда! И никогда больше не приходи ко мне! Понял! Никогда!
Парень:
- Неужели из-за какого-то бомжа ты можешь так поступить со мной! Глупая! Ты пожалеешь об этом!
Девушка подходит к мужчине.
Мужчина:
- Спасибо тебе, ты обязательно найдешь свое счастье!
Парень пошел прочь, а девушка попросила о помощи прохожих и они вызвали «Скорую помощь».
2. Вопросы для обсуждения:
– Почему молодой человек отказался помочь?
– Как бы вы поступили в подобном случае?
– Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, прохожий или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим два пути развития личности: толерантный и интолерантный.
6. Сравнительная таблица «Черты толерантной и интолерантной личности».
Групповая работа: 2 группы.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность, гуманизм Равнодушие, раздражительность
Желание что-либо делать вместе Игнорирование
Понимание и принятие Эгоизм
Чуткость, любознательность Цинизм
Снисходительность Нетерпимость
7. Сказочка о счастье.
Автор:
На свете жил один король. Богатый и могучий.
Всегда грустил он и порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он. Спал. Обедал.
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело,
Вскричал король:
- Нельзя так жить! Карету мне! Карету!
Автор:
И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти.
И вот король в карету сел и покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит, карета бодро катится.
Король:
-Постой-ка! Кто там на пути!
Девчонка в драном платьице!
- О, всемогущий, мой король!
Подать хоть грошик мне позволь!
Король:
- Эй, попрошайка! Пропусти! Скорей мне карету!
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!
Автор:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат – израненный, оборванный
Солдат:
- О, мой король!
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой!
Я право, бился как герой,
Я выиграл сражение!
Король:
- А ну, служивый пропусти скорей мою карету!
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!
Автор:
Карета мчится во весь опор.
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышел с гор
Сутулая старуха.
Старуха:
-Прости, любезный мой король, старуху одинокую!
Мой дом-вон, видишь, за горой.
С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова-тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто…
Король:
- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету!
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!
Автор:
Вот лето кончилось…Жара сменяется ненастьем.
Король торопит в путь. Пора! Еще чуть-чуть – настигнет счастье!
И все бы кончилось бедой… сомнений в этом нету,
Да старец с белой бородой остановил карету…
Старец:
-Заблудшая душа! Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя найдешь ты счастья это.
Скорей послушайся меня и разверни коня.
Дитя согрей и накорми, солдата в сторожа найми, но сперва
Старушке помоги – до дома донеси дрова.
Автор:
Тут вышла полная луна и осветила путь она…
Нелегкий путь, обратный путь, пусть к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце всем людям помогает.
И счастье на его лице, как ясный день сияет!
Вопросы для обсуждения:
- Как бы вы оценили поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?
- Чему нас учит эта сказка?
Притча о дружной семье.
Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалась в ней. Занимала она целое село. Семья была особой : ни ссор, ни скандалов, ни драк в ней не было. Дошел слух об этой семье до самого государя. Прибыл он в село. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь и решил узнать у главы семьи, как жители села добились такого благополучия. Тот долго что-то писал на бумаге – видно не был силен в грамоте и передал лист владыке. С трудом удалось разобрать каракули старика – три слова было начертано на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце дописано: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение.
Прочел царь и удивился:
-Это все!
-Да, - ответил старик, -это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. Подумав, добавил: «И мира тоже!»
Задание:
- Выскажите свое мнение по поводу крепкой семьи и мира на земле.
8. «Волшебное озеро».
Игра со шкатулкой.
-Закройте глаза. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть, улыбаясь, внутрь шкатулки. Там, в волшебном озере, вы увидите уникального и неповторимого человека. Но кто он, вы не должны сразу рассказывать вслух.
- Кто же этот неповторимый и уникальный, кого вы увидели? Найдите слова, которыми за что-то вы можете похвалить себя и других. Вы должны бережно относится к себе и к окружающим, принимать себя и других, какие есть, то есть относиться друг к другу с терпимостью, с толерантностью.
-Вот как трактует слово толерантность Большой энциклопедический словарь:
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
9. Релаксация: «Дерево толерантности».
Воспитанники и взрослые вместе садятся на корточки в круг и обнимают друг друга за плечи, наклонив головы, закрыв глаза.
- Представьте, что все мы – словно подснежники, которые заснули под снегом. Весеннее солнце пригревает все ярче и ярче. Снег тает, а из-под него навстречу теплу и свету дружно пробиваются молодые ростки, поднимая свои головы, тянутся вверх к жизни.
Все медленно встают, поднимая вверх руки, образуя крепкое дерево – дерево толерантности.
10. Подведение итогов.
- Какое понятие мы сегодня подробно рассмотрели? Что такое «толерантность»?
- Что значит «толерантный путь»?
- Легко ли быть толерантным?
(Мнение воспитанников, взрослых).