Алёна Галлямова
Здоровьесбережение детей раннего возраста посредством использования нестандартного игрового оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья малышей.
Публикация «Здоровьесбережение детей раннего возраста посредством использования нестандартного игрового оборудования» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
Актуальность этого вопроса мы озвучили на одном из родительских собраний. Родители наших воспитанников разделили с нами озабоченность сложившейся ситуацией, так как каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегал, не уставая, играл с ребятами в детском саду, не болел. Было принято общее решение – пополнить уголок «Здоровья» – нестандартным игровым оборудованием для укрепления здоровья и развития двигательной активности детей (сделанными своими руками; обычными предметами, а также повысить родительскую компетенцию в вопросах, связанных с аспектами здоровья их детей.
Семьи наших воспитанников активно включились в работу: спрашивали о видах нестандартного игрового оборудования, как можно сделать, что можно использовать, советовались с нами воспитателями о выборе материалов, тканей, размерах, габаритах оборудования. Нас радовало желание родителей наполнить разнообразными атрибутами оздоровительный уголок, чтобы укрепить здоровье малышей, активизировать их двигательную активность.
Нестандартное игровое оборудование для развития и укрепления здоровья детей, которое вошло в наш уголок «Здоровья» :
1. Оборудование «Ветерок». Используется для дыхательных упражнений, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Задачи:
улучшить функцию внешнего дыхания;
увеличить силу дыхательных мышц;
выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
формировать сильный направленный ротовой выдох.
Эффективность: дыхательные упражнения эффективны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких.
Применение: речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Что может улучшиться: развитие речевого дыхания является основой для тренировки длинного выдоха, тренировки и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.
Материалы для изготовления: пластиковые бутылочки, капсулы из «киндеров-сюрпризов», соломки для коктейля, цветная бумага и т. д.
2. Оборудование : карандаши, мячики. Используются для массажа рук, развития мелкой моторики.
3. Оборудование : массажные варежки (перчатки). Используются для самомассажа и массажа друг друга, снимают усталость, улучшают нервную систему, вызывают положительные эмоции детей. Материалы для изготовления: ткань или же готовые перчатки, варежки, бусины, пуговицы (различных форм и цветов, нитки, иголка, ножницы).
4. Оборудование «Дорожка». Используется для укрепления стопы и профилактики плоскостопия, массажа ступней ног, позволяют развивать координацию движений, ловкость, выносливость, равновесие.
Материалы для изготовления: резиновый коврик, ткань, клей, нитки, ножницы, иголка, губки, мочалки, пробки, карандаши, пуговицы, деревянные палочки и т. д.
5. Оборудование «Бильбоке».
Цель: развивать ловкость, координацию движений, согласованность в работе зрительного анализатора и движений рук.
Задачи:
развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания;
повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
воображение, зрительную память;
развивать чувство формы и цвета.
Эффективность: развитие ловкости, мышления, координации движений, согласованности в работе зрительного анализатора и движений рук.
Применение: пособие для физкультурного уголка, развлечение, распространённая игра, в которой надо совершать различные трюки с шариком. Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях.
Что может улучшиться: развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность, координация, глазомер, ловкость и настойчивость.
Материалы для изготовления: пластиковые бутылки, капсулы «киндер-сюрприз», толстые нитки или леска.
6. Оборудование : наши «Игрушки - нестандартушки». Можно использовать как : развитие мелкой моторики; как мешочек для метания; как мешочек для осанки; как игры по эмоциям; развитие игрового замысла. Материалы для изготовления: воздушный шарик, мука, воронка, толстые нитки, маркер. Вместо муки можно использовать крупу или крахмал (тогда наша игрушка будет приятно поскрипывать).
7. Настольно-дидактическая игра «Покорми Машу и Мишу фруктами и ягодами». Задачи: формировать представления детей о правильном питании; закреплять знания о ягодах и фруктах.
Материалы для изготовления: картонная коробка, ножницы, канцелярский нож, цветная клейкая бумага, заранее вырезанные лица детей, макеты – игрушки (фрукты и ягоды).
В течение года с детьми проводилась большая физкультурно-оздоровительная работа : закаливающие процедуры в группах, дыхательная гимнастика утренняя гимнастика, подвижные, малоподвижные, дидактические игры и всё это с использованием нестандартного оборудования.
Использование нестандартного игрового оборудования дало :
снижение уровня заболеваемости;
повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов;
формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
развитие общей и мелкой моторики;
повышение речевой активности.