Юлия Ленченко
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с неговорящими детьми
▼ Скачать
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария. Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с неговорящими детьми» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Неговорящие дети
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо механизмов речевого нарушения. На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.
Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного). Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения, нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.
Ещё несколько лет назад велись споры о целесообразности внедрения информационных технологий в коррекционно - образовательный процесс. В настоящее время этот вопрос решён однозначно положительно. Информационные технологии вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребёнка к занятиям. Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал; работать на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребёнка. Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках компьютерной программы ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребёнка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.
Информационные технологии - внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты, приемы являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием инновационности технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым микроинновациям, поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
Остановимся на шести составляющих технологий : арт-терапевтические, здоровьесберегающие, современные технологии логопедического массажа, нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции, современные технологии сенсорного воспитания, информационные технологии.
Рассмотрим каждую из них:
Музыкотерапию применяем в логопедии для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
Изотерапия – метод психо-коррекционной работы с детьми – логопатами.
Сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова высказываний ребенка через проживание сказки.
Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Песочная терапия – способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоциально-волевой сферы.
К пальцевому массажу относят: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж, массаж орехами, каштанами, массаж шестигранным карандашом, массаж четками, травяными мешочками, камнями, зондами, приборами су-джок терапии.
Нейропсихологическая коррекция способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта.
Развитие речевого дыхания имеет большую роль в воспитании правильной речи, и здесь приходит на помощь дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Сочетание таких упражнений как пальчиковая гимнастика, су-джок терапия, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической образовательной деятельности.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный мир (домики Монтессори).
Использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, способствует решению задач гармоничного развития детей с интеллектуальной недостаточностью более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом