Виктория Гоношилова
Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии как средство социализации ребёнка с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии как средство социализации ребёнка с ОВЗ
муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»
(МАДОУ д/с № 1)
Педагогический проект
«Здоровьесберегающие технологии
как средство социализации с ребёнком
с ограниченными возможностями здоровья»
Авторы проекта :
Публикация «Педагогический проект „Здоровьесберегающие технологии как средство социализации ребёнка с ОВЗ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Гоношилова Виктория Викторовна, педагог – психолог,
высшая квалификационная категория
Зотьева Светлана Алексеевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Волгоградская область, г. Волжский, пр – т им. Ленина, д. 140.
8(8443) 39-01-09
г. Волжский
Имена воспитанников изменены.
Новизна и практическая значимость
Новизна и практическая заключается в реализации здоровьесберегающих технологий и методик педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и развития познавательных способностей как средство их социализации.
Актуальность проекта
«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование рассматривается как одна из самых важнейших задач в области образования. В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития, способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья препятствуют освоению основной образовательной программы дошкольного образования, поэтому эта категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы.
Нормативно – правовые документы
1. Конституция РФ, ст., 43,72;
2. Конвенция о правах ребенка (1989г.);
3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А. И. Герцена) :
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Особое внимание уделяется взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития.
Успешность социально – психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.
Цели и задачи проекта
Цель: эффективное использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих всестороннее развитие, воспитание и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное дошкольное учреждение.
Задачи:
-подобрать и использовать в работе наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, в работе с ребенком с ОВЗ при индивидуальных и фронтальных формах работы;
-создание и обеспечение доступной игровой среды с использованием здоровьесберегающих технологий для реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ;
-пополнение дидактического, практического инструментария здоровьесберегающих технологий;
-создание сенсорной комнаты;
-создание в группе «Психологических уголков»;
-обогащение сенсорного опыта, эмоциональных впечатлений детей с ОВЗ через использование здоровьесберегающих технологий и развивающими возможностями сенсорной комнаты;
-развитие познавательной, речевой, двигательной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий и сенсорной комнаты;
-обучение родителей методам здоровьесберегающих технологий;
-взаимодействие специалистов сопровождения (педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог – психолог, учитель – логопед).
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- ребенок с ОВЗ адаптирован и принят детской группой, с желанием посещает образовательное учреждение;
-присутствует положительная динамика в развитии социальных и коммуникативных навыков;
-педагоги эффективно используют здоровьесберегающие технологии и методики сопровождения для детей с ОВЗ;
-родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;
-педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;
-педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.
Подготовительный этап.
-Изучение методического пособия Никишина И. В. «Здоровьесберегающая педагогическая система : модели, подходы, технологии : методическое пособие с электронным приложением».
-Изучение методического пособия Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».
-Изучение практического пособия для ДОУ Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».
-Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна».
-Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
-Мастер – класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
-Мастер – класс для педагогов «Логоритмика как здоровьесберегающая технология».
-Мастер – класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ».
- Физкультурный досуг для детей с ОВЗ совместно с родителями «Все умею, все могу, вместе с мамой, вместе с папой!».
-Прошли обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивная практика обучения и воспитание детей с ОВЗ».
- Принимали участие в семинаре «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого – педагогической и медико– социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей – инвалидов «Надежда».
-Принимали участие в семинаре по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Я – есть!», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого – педагогической и медико – социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей – инвалидов «Надежда».
-Принимали участие в региональном научно – практическом семинаре «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС О У/О», организованном Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».
-Создание в ДОУ «Сенсорной комнаты», в группах «Психологических уголков»;
-Подбор и создание аудиотеки: со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);
-Подбор и создание видеотеки физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.
-Подбор и создание картотек релаксационных игр и упражнений, игр на развитие правильного речевого дыхания, пальчиковых игр, физминуток по лексическим темам, картотека игр – приветствий, картотека игр с движениями, картотека кинезиологических упражнений, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр с песком.
Основной этап проекта
Одним из важнейших направлений в работе образовательных дошкольных учреждений является здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Работа педагогов и специалистов ДОУ строится на результатах мониторинга физического и психического развития ребенка. Опираясь на результаты мониторинга и наблюдения за ребенком мы составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом зон ближайшего развития ребенка, его индивидуальных возможностей, потребностей и способностей, перспектив развития.
Для достижения качественного результата мы используем следующие формы работы:
-индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в последующих этапах) коррекционно-развивающие игровые сеансы;
-индивидуальное и тематическое консультирование родителей;
-создание творческой группы педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В процессе коррекционно-развивающего игрового сеанса мы используем следующие здоровьесберегающие технологии :
Формы работы Особенности методики
проведения Ответственные
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы Комплексы физминуток, которые включают дыхательную и зрительную гимнастику педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Релаксация Психоэмоциональное воздействие классической музыки, звуков природы педагог-психолог
Пальчиковая гимнастика Проводится в любой удобный отрезок времени педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Гимнастика для глаз Использование наглядного материала, показ педагога педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Дыхательная гимнастика Проветривание помещения и гигиена полости носа педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Занятия по здоровому образу жизни «Оздоровительные занятия с детьми» М. Ю Картушина, методика Железновой и др. педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) Занятие организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности педагог
педагог-психолог
Точечный самомассаж Проводится по спец. методике, показ педагога педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Коммуникативные игры Занятия строятся по схеме и состоят из нескольких частей педагог
педагог-психолог
Занятия из серии «Здоровье» Занятия познавательного развития (ОБЖ, ЗОЖ, КГН) педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
3. Коррекционные технологии
Арт-терапия Снятие психоэмоционального напряжения педагог-психолог
Технология музыкального воздействия Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Сказкотерапия Использование мнемо-таблиц, чтение сказок педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Ситуативные малые игры Ролевая подражательная имитационная игра педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Психогимнастика Проводится по специальным методикам Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, Н. Л. Кряжевой педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Артикуляционная гимнастика Развитие фонематической грамотной речи без движений педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Технология коррекции поведения Проводятся по специальным программам «Познай себя», «Давайте познакомимся», имеют диагностический инструментарий педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Логоритмика Система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Сенсорная комната Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития педагог-психолог
учитель-дефектолог
Пескотерапия Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений учитель-дефектолог
педагог-психолог
Кинезиотерапия Комплексное применение различных движений педагог
учитель-дефектолог
педагог-психолог
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительно-развивающую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и несложное развитие.
Обучая детей, используя здоровьесберегающие технологии и предметно-развивающее пространство сенсорной комнаты, мы обогащаем сенсорный опыт, эмоциональное впечатление, развитие познавательной сферы, речевой и двигательной деятельности и создавая тем самым условия для игрового общения.
После первого посещения сенсорной комнаты дети проявили интерес к пространству комнаты и оборудованию, и это стало естественным стимулятором для эффективной и качественной работы на коррекционно-развивающих сеансах учителя-дефектолога и педагога-психолога.
Приведём пример.
Итак, знакомьтесь – Борис (имя ребенка изменено, родился с диагнозом синдром Дауна.
Борис начал посещать детский сад с 2014года. С сентября 2017 года для Бориса был назначен тьютор.
При изначальном своём пребывании в детском саду, Борис, не проявлял интереса к общению, но и протестных реакций с его стороны не наблюдалось. Внятная речь у ребёнка отсутствует.
На начальном этапе работы с ребёнком, нам было важно сформировать у него готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребёнка, действия по образцу и речевой инструкции. Основным методом всей работы в течение всего образовательного процесса, является совместная деятельность всех педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) ребенка.
Все оздоровительные и воспитательно-образовательные мероприятия с детьми с ОВЗ выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Следовательно, основой этих мероприятий служат здоровьесберегающие технологии, при которых не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребенка.
Знакомство Бориса со здоровьесберегающими технологиями началось с индивидуальных коррекционно-развивающих игровых сеансов педагога-психолога и учителя-дефектолога и плавно перешло в рамки групповой работы, где Бориса на занятиях сопровождает тьютор.
Работа началась с развития мелкой моторики. Показывались различные способы игровых действий с различными предметами, которые сопровождались словом. Все манипуляции в начале этапа происходили совместно «рука в руке», постепенно переходя к самостоятельным действиям.
Существенным в работе с Борисом является развитие тактильных ощущений. В этом нам помогают: тактильные дощечки, кинестетический песок, «Чудесные мешочки», сухие бассейны с различными наполнителями, сенсорные панели, стол с подсветкой для работы с сухим песком, шарики Су-джок и эластичное кольцо.
Тактильные ощущения стимулируют обменные процессы в мышечной ткани, усиливают кровообращение в мышцах, улучшают питание тканей, снабжая их кислородом, а так же способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулируют развитие речи и увеличивают словарный запас.
Для всестороннего развития ребёнка чрезвычайно важно владеть разнообразными движениями. Усвоение ребёнком навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту.
При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Всему этому способствую речедвигательные игры, динамические паузы, игры на развитие речевого дыхания.
«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ребёнок не только радовался движениям, но и развивал речь. Логоритмические игры и упражнения подходят для этого лучше всего.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения.
Логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой - развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процесс запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т. е. развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2 — 4 мин.
Упражнения для глаз проводятся с целью:
-укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятия напряжения;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Одной из главных задач ДОУ является создание условий предметно – развивающей среды, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Оно происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у ребенка.
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
• релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
• использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Уже первые занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.
В сенсорной комнате возможно применение всех видов коррекционно – развивающих технологий, стимулирующих и гармонизирующих эмоциональное состояние ребенка.
Когда ребенок улыбается, то это важный показатель его эмоционального состояния, поэтому нам как педагогам очень важна каждая его улыбка.
Заключительный этап
-Презентация достижений ребенка с ОВЗ.
-Составление методических рекомендаций по внедрению здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ для педагогов.
-Составление памяток для родителей по использованию игр и упражненийобъединённых в комплекс здоровьесберегающей технологии.
-Трансляция опыта работы на мероприятиях разного уровня. Публикация в СМИ.
Результативность проекта
За время реализации проекта произошли позитивные изменения в развитии ребенка с ОВЗ (повысилась степень общительности, социальная активность, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, у ребенка улучшилась мелкая и крупная моторика, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, установился положительный личностный, эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками).
Регулярное проведение здоровьесберегающих технологий обогащает ребенка с ОВЗ новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает ему новый социальный опыт, который так важен для его развития.
Родители ребенка с ОВЗ отмечают результативность проводимой работы: заметили позитивные изменения в развитии ребенка, положительно отзываются о совместных игровых сеансах, играя дома с ним, применяя приобретенный опыт.
Педагоги активно используют различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий.
Проект с Борисом будет продолжен. Будут выстраиваться новые маршруты освоения здоровьесберегающих технологий.
Дополнительные информационные источники:
1. Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. / Пер. с англ. А. Курт. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009. – 216 с., ил. – (Серия книг о синдроме Дауна).
2. Кумин, Либби Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей / Кумин Либби ; пер. с англ. Н. С. Грозной. – Изд. 2-е, доп. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 280 с. : ил. – (Серия книг о синдроме Дауна).
3. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – 2е изд. – М., 2010 – 80 с.
4. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна : методическое пособие / под общ. ред. Н. А. Урядницкой. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.
5. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Т. Г. Карепова, Волгоград: Учитель, 2014.
6. Материалы сайта Даунсайд Ап - зарегистрированная в России НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», свидетельство о гос. регистрации № 7714011745, ОГРН 1027739619500, ИНН 7705159882