Света Парфенова
Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска Детский сад № 27 "Росинка"
Группа «Радуга»
Долгосрочный проект ««Здоровьесберегающие технологии ДОУ».
Аннотация проекта___3
Актуальность___4
Новизна___6
Цель и задачи___7
Описание проекта___7
Этапы___9
Разработчики проекта___9
Участники___9
Ресурсы___9
Методы обучения___9
Сроки реализации проекта___10
Рабочий план___10
Оценка результатов___12
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Ожидаемый результат___12
Литература___13
Аннотация проекта
Наименование проекта – «Здоровьесберегающие технологии ДОУ».
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно на этом должны сосредоточить внимание врачи, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через единый комплекс здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы:
Первый этап (июнь – август 2017 г.) – поисковый.
Второй этап (сентябрь 2017 г.) – аналитический
Третий этап (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) – практический.
Четвертый этап (апрель 2018 г.) – презентационный.
Пятый этап (май 2018 г.) – обобщающий.
Ожидаемый результат – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни.
Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта – 2017 -2018 учебный год.
Актуальность проекта и постановка проблемы:
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.
Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1. Условия и образ жизни, питание — 50 %
2. Генетика и наследственность — 20 %
3. Внешняя среда, природные условия — 20 %
4. Здравоохранение — 10 %
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:
• питание
• качество окружающей среды
• тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении, формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку. Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время, укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.
По данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – главная задача не только ДОУ, но и современного образования.
Важную роль в укреплении и сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на: достаточной двигательной активности, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, правильном и рациональном питании, первичных знаниях о своем организме и способах его укрепления.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к информации, к воздействиям окружающих, поэтому целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии для обучения основам здорового образа жизни.
Здоровые привычки формируются с раннего детства, поэтому необходимо проводить просветительскую работу по основам здорового образа жизни с родителями и близким окружением.
Рациональным способом решения данной проблемы станет организация проекта «Здоровьесберегающие технологии ДОУ».
Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» направлен на обучение и развитию основ здорового образа жизни, поддержку формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.
Новизна проекта:
Формируя основы здорового образа жизни, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что здоровье человека зависит от самого человека, человек несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, поэтому забота о здоровье главное условие жизни.
Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» включает в себя формирование нравственного отношения к своему здоровью, желания и потребности быть здоровым; чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья через расширение знаний и навыков о здоровом образом жизни.
Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» уточняет и конкретизирует практические рекомендации специалистов по формированию здорового образа жизни детей старшей - подготовительной группы.
Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость и возможность формирования интереса детей к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие технологии, определены соответствующие пути и средства, разработана система занятий.
Доступность проекта «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» проявляется в том, что он может быть использован воспитателями всех типов дошкольных учреждений.
Цель и задачи проекта:
Целью проекта: является формирование у детей основ здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
1. Приобщить детей к основам здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.
2 .Разработать занятия по формированию основ здорового образа жизни детей старшей – подготовительной группы.
3. Подготовить сборник занятий по здоровьесберегающим технологиям для детей старшей - подготовительной группы.
Описание проекта
На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают здоровьесберегающими технологиями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают в формировании опыта здоровьесбережения.
В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, гимнастик (дыхательная, кинезиология, утренняя, гимнастика пробуждения и т. д).
Использоваться в работе с детьми: физическая культура, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, сюжетно – ролевые игры,праздники, литературные произведения, самомассаж и д. р., т. е. здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают в себя физические упражнения, физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковые упражнения, упражнения для осанки и т. д. Задача таких оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые ребёнку для укрепления осанки, снятия усталости т. д.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование познавательного интереса в рамках здоровьесберегающих технологий (знания о строении человека, правила личной гигиены, закаливание организма, двигательный режим).
Разработанный нами проект призван сформировать у ребенка осознанное правильное отношение к своему здоровью и окружающих, основы здорового образа жизни, с которыми знакомится в дошкольном детстве. И поможет нам в этом здоровьесберегающие технологии.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы.
Поисковый этап (июнь – август 2017 г.) - сбор информации. Сбор диагностик.
Аналитический этап (сентябрь 2017 г.) – изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ. Разработка и проведение диагностик: «Определение характерных особенностей представителей животного мира», «Времена года». Обработка полученных результатов.
[/Практический этап (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) - выполнение плана работы. Разработка сценариев мероприятий.
Презентационный этап (апрель 2018 г.) - Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов.
Обобщающий этап (май 2018 г.) - обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов по реализации проекта.
Разработчики проекта – Парфенова Светлана Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 27 «Росинка».
Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ресурсы:
Интеллектуальные и кадровые – воспитатели.
Информационные – литература по здоровьесберегающей тематике, интернет-ресурсы.
Технические – компьютер, принтер.
Организационные – организация занятий.
Экономические – денежные средства для приобретения расходных материалов.
Методы обучения:
Пассивные методы – рассказ, объяснение, беседы, выставки, электронная презентация.
Активные методы – закаливающие процедуры, двигательный режим, игры.
Сроки реализации проекта – 2017 -2018 учебный год.
Рабочий план реализации проекта
Оценка результатов:
Для конкретизации темы проекта в детском саду были проведены диагностика «Физического развития».
В опросе принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит обеспечить элементарные основы здорового образа жизни.
В результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируется основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируется первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека.
Результат проекта:
Проект качественно повысил представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни. Повысил интерес детей к здоровому образу жизни; к сохранению и укреплению здоровья детей; активно включил родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Диагностика:
на начало октября
Низкий уровень знаний о средний уровень знаний о
здоровом образе жизни (74%) здоровом образе жизни (26%)
на конец октября
средний уровень знаний о
здоровом образе жизни (32%) высокий уровень знаний о
здоровом образе жизни (68%)
Литература
1. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева. - АРКТИ, 2004.
2. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: учеб, пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М. : Мозаика - Синтез, 2000. – 256с.