Юланова Юлия
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и психическом и социальном благополучии малышей.
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ» размещена в разделах
Очевидно, что невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Само понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие, включающие характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.
Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей. Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления всех участников образовательного процесса.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие технологии выполняют следующие функции:
1. Развлекательная – создает благоприятную атмосферу.
2. Релаксационная – снимает напряжение.
3. Коммуникативная – объединяет детей в группы.
4. Воспитательная – формирует моральные и нравственные качества.
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки.
6. Развивающая – развивает речь, внимание, память, мышление.
7. Коррекционная – исправлять эмоциональные, поведенческие и др. проблемы ребенка.
8. Профилактическая – предупреждает появление психологических заболеваний.
9. Лечебная – способность выздоровления.
Направления здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся :
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, стретчинг, утренняя гимнастика, релаксация.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся : физкультурные и проблемно - игровые занятия, коммуникативные игры, «Уроки здоровья», самомассаж.
К коррекционным технологиям относятся : технологии музыкального воздействия, арт и сказка терапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.
Динамические паузы.
Особое внимание должно уделяться отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости детей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2 – 5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы здоровьесберегающие технологии в младшей группе начали работать.
В старших группах дети уже более выносливы, они могут выдержать около 15 минут непрерывных занятий, но и им необходим отдых. Динамические паузы проводятся по мере необходимости. Воспитатель, который следит за детьми, может самостоятельно решать, когда его подопечным необходим перерыв. При динамических паузах можно выполнять элементы дыхательной гимнастики, делать упражнения для пальчиков и глаз. Они проводятся по инициативе и под контролем воспитателей. Выполняют их обычно под стихотворный материал с определенной сюжетной линией. Это помогает детям уловить связь между действием и выполняемым ими движением. При подборе стихов обязательно учитывается возраст детей, их двигательные и речевые возможности.
Совместные упражнения со взрослыми помогают избавиться от зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым материалом, развить внимание и память.
Одна из разновидностей здоровьесберегающих технологий – это гимнастика со стульчиками. Она универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, на скамейке, во время динамических пауз, во время занятий. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Гимнастика хорошо запоминается и после некоторой тренировке выполняется легко и свободно.
К гимнастике со стульчиками можно включить пальчиковые и дыхательные, артикуляционные упражнения. Детям будет увлекательно и интересно все это в комплексе выполнять.