Галина Герасимова
Территория сотрудничества: здоровьесберегающее пространство интерната
▼ Скачать + Заказать документы
У кого есть здоровье - у того есть надежда
У кого есть надежда - у того есть все!
(Восточная мудрость)
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:
- здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
Публикация «Территория сотрудничества: здоровьесберегающее пространство интерната» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:
• генетические факторы - 15-20 %
• состояние окружающей среды - 20 - 25 %
• медицинское обеспечение - 10 - 15%
• условия и образ жизни человека - 50 - 55% .
Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье.
Общеизвестно, что движение это универсальный закон мироздания. Вокруг нас движется все: от атомов и клетки до космических миров. Еще древние римляне сказали «Движение есть жизнь». Однако исследования в 34 странах показали, что большинство детей предпочитают вместо подвижных игр сидеть у телевизора, компьютера, лежать на диване. Исследователи прозвали этих детей «овощами». Большую роль на общее состояние здоровья ребенка влияет школьная среда.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку в формировании разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Она согласуется с одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы ФГОС нового поколения: «образовательное учреждение обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающегося.».
Одним из направлений работы педагогического коллектива является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, осознавая, что именно воспитатель может сделать для здоровья воспитанника гораздо больше, чем врач. Педагог должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников. Понятие «здоровье сберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников
Очень важен режим дня воспитанников в интернате. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
Отдельное внимание в интернате отводится гигиене - все воспитанники имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются дети и живут, проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Любое мероприятие в интернате носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии воспитанника в целом.
Творчески организована работа с воспитанниками, проводятся спортивные соревнования, игры: «Один за всех и все за одного», «Веселые старты», «Мини футбол», «Спортивный праздник», спортивная игра «Зарница», «Национальные подвижные игры», «Ныхырарма» - состязание в силе» и обычные прогулки.
Большое внимание уделяется профилактической работе с воспитанниками. В интернате проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни : занятие – мастерская «Спорт в нашей жизни», круглый стол «Как не стать жертвой преступлений», игра-практикум «Чтобы не случилось беды», беседа с элементами дискуссии «Скажем вредным привычкам – Нет!», игра «Твое здоровье – в твоих руках», конкурсная программа «Правонарушение и его последствия».
В различных формах дети получают информацию о правонарушениях, поведения на улице, на воде, на дороге и т. д.
А также уделяется профориентационной работе, где воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
На сегодняшний день 42 % воспитанников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Это снижение остроты зрения, заболевания верхних дыхательных путей, органов пищеварения.
С самого рождения дети XXI века окружены всевозможной электроникой и компьютерной техникой: компьютеры, смартфоны, планшеты, электронные книги и другие гаджеты. Гаджеты – слово-то какое неприятное! И они-таки привлекают внимание детей больше, чем игрушки и книги, лишают подрастающее поколение радости живого общения. Не так часто, а порой и вовсе не встретишь на улице детвору, гоняющую мяч, играющую в «жмурки» или «салки». Наши дети практически «обездвижены». Сидя у монитора компьютера, дети погружаются в виртуальное пространство. В результате им трудно отличить реальный мир от виртуального. В интернате последнее время чаще наши дети сидят у компьютеров и не возможно их оторвать.
В интернате функционируют клубная деятельность:
• спортивно-оздоровительного направления : «Здоровейка», «Мэбетако»;
• общекультурного направления: «Нудакова», «Веселая кисточка», «Мелне»;
• духовно-нравственного направления: «Ила,табеку», «Истоки»;
• общеинтеллектуального «Ханебцётаку»;
• социального «Мастерская общения».
Наряду с учебной деятельностью воспитанники активно отдыхают, участвуют в концертах, конкурсах, соревнованиях различных направлений и уровней. В интернате есть актовый зал, спортивный зал оборудованный тренажерами, сенсорная комната, игровая площадка на улице, футбольное поле. На мой взгляд, идеальный интернат – интернат, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство, процесс, кстати, бесконечный.
Таким образом, здоровьесберегающее пространство, организованное в условиях интерната, правильно сформировано и имеет широкий спектр направленности. Комплексный подход обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности воспитанникам.
На сегодняшний день забота о состоянии здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших. Поэтому мы видим своей задачей координацию усилий педагогов, родителей, медицинских работников для успешной работы в этом направлении. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения…
Использованная литература
1. Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие/Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М. :Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
2. Наш выбор – здоровье : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
3. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2.- 171-187 с.
4. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна, 1996. – 123с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2005. – 178с.
6. Сократов Н., Брагирова О., Маннакова С. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников. 2003.- № 9.- с. 44.
7. Тихомирова А. Ф. Экспертный подход в здоровье сберегающей деятельности педагога 30 // Школьные технологии. 2003.- № 3.- 53 с.
8. Третьякова Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении [Текст] : моногр. / Н. В. Третьякова. Екатеринбург, 2003. 142 с.