Екатерина Богородская
Конспект НОД «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развивать речь детей, используя метод наглядного моделирования.
Задачи:
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей: мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность;
Развивать умение рассказывать сказки;
Развивать связную речь детей;
Развивать творческие способности детей;
Образовательные:
Формировать способность к наглядному моделированию;
Публикация «Конспект НОД „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
Учить пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям;
Обогащать и активизировать словарь детей за счет введения образных выражений;
Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Воспитывать нравственные качества: дружбу и взаимопомощь.
Воспитывать умение сотрудничать с воспитателем.
Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкции.
Практический: дорисовывание модели сказки.
Оборудование: телевизор, ноутбук, магнитная доска, мольберт, презентация с изображением зайца, лисы, собаки, медведя, петуха, голосовая запись физминутки.
Материал: рабочие листы для моделирования, карандаши, деревянный домик, вода, картинки с изображением зайца, лисы, собаки, медведя, петуха.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки детям воспитателем в группе и дома родителями.
2. Рассматривание предметных картинок с изображениями животных и птиц: зайца, лисы, собаки, медведя, петуха.
3. Рассматривание иллюстраций к разным изданиям сказки.
4. Загадывание загадок о животных.
5. Объяснение значений непонятных слов: лубяной.
Ход мероприятия:
I часть. Организационный момент. Мотивация.
Дети входят в группу. На полу следы животных.
- Ребята, вы ничего не заметили? ( ответы детей: следы на полу)
- Как вы думаете, чьи это следы? ( ответы детей: животных)
- Это не просто следы, а загадки. Чтобы увидеть наших гостей, нужно отгадать следы-загадки. Хотите отгадать? (ответы детей)
II часть. Основная часть.
Дети присаживаются на стульчики напротив телевизора. Слайд программа.
- Сели ровно, спинка прямая. Слушайте внимательно.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Ответы детей)
- Правильно, заяц. Ребята, как в сказках называют зайца? ( Ответы детей: зайчик - попрыгайчик, зайчишка-трусишка).
- Слушайте следующую загадку:
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (ответы детей)
- Молодцы, медведь. В каких сказках есть медведь? ( ответы детей:«Теремок», «Колобок», «Рукавичка»)
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Ответы детей)
- Правильно, собака. Скажите, а собака какая? ( ответы детей: пушистая, умная) Как называют собаку, которая сторожит дом? ( ответы детей: сторожевая)
- Следующая загадка:
Рыжая головка, хитрая плутовка.
Хвост пушистый – краса,
Кто же это… (Ответы детей)
- Верно, лиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? ( Ответы детей: лиса в сказках хитрая, обманщица.)
- Еще одна загадка:
Рано я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети (Ответы детей)
- Ребята, как в сказках называют петушка? ( ответы детей: петушок золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка)
- Как вы думаете, из какой сказки они к нам пришли, все эти животные? ( Ответы детей: «Заюшкина избушка»)
- Они заблудились и очень хотят вернуться в свою сказку. Поможем героям вернуться в сказку? (ответы детей)
- Для того чтобы вернуть их в сказку нужно выполнить одно условие: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать эту сказку, «Заюшкина избушка».
- Вы хорошо помните эту сказку? (ответы детей)
- Кто помнит, как начинается эта сказка? (ответы детей) Жили - были лиса и заяц. У лисы была избушка … ( ответы детей: ледяная, а у зайца… ( ответы детей: лубяная).
- Хотите посмотреть на избушки? (ответы детей)
Дети и педагог подходят к столу с домиками, накрытыми салфеткой.
- Ребята, но здесь одна избушка? А где же избушка лисы? ( ответы детей: растаяла) Почему? ( ответы детей: в группе тепло, избушка ледяная) Как вы догадались, что растаяла? ( ответы детей: на столе вода). А ледяная, это из чего? ( ответы детей: из льда) Что может быть изо льда? ( ответы детей: замок, сосулька, горка, каток.)
- Лубяная избушка, это какая? ( ответы детей: деревянная). Деревянная избушка может растаять? (ответы детей) Почему? ( ответы детей: дерево не тает) Что бывает деревянным? ( ответы детей: стол, стул, шкаф, дом)
- Молодцы. Начало сказки вы хорошо помните. Но у нас было задание не только рассказать сказку, но и показать ее. Как вы думаете, мы можем показать героев этой сказки? (ответы детей)
Физминутка
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
- Как еще мы можем показать сказку? ( ответы детей: нарисовать) Это, наверное, очень сложно нарисовать целую сказку! И поэтому я предлагаю нарисовать сказку не полностью, а схематично. Мы нарисуем модель сказки. Согласны?
- Но сначала нужно вспомнить, как выглядят внешне герои сказки, чтобы правильно их нарисовать.
Дети присаживаются на стульчики напротив мольберта. Перед описанием героев, педагог выставляет картинки с изображением животных на мольберт.
- Что можно рассказать о лисе? Какая мордочка у лисы? ( ответы детей: мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)
- Какой зайчик? ( ответы детей: пушистый с длинными ушками, трусливый, с маленьким хвостиком)
- Кто первым пришел на помощь зайчику? ( ответы детей: собака) Как можно описать собаку, как она выглядит? ( ответы детей: ушки длинные, свисают вниз, мордочка острая)
- Кто потом хотел помочь зайчику? ( ответы детей: медведь). Что можно сказать о медведе, он какой? ( ответы детей: косолапый, ушки маленькие, круглые)
- Кто же помог зайчику вернуться в свою избушку? ( ответы детей: петушок) Что можно сказать о петушке? ( ответы детей: смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)
- Как выглядит петушок? Что у него на голове? ( ответы детей: гребешок, клюв)
- Теперь мы можем нарисовать модель сказки.
Дети проходят к столам, на которых лежат листы для моделирования и карандаши. Педагог рисует модель на мольберте, дети каждый на своем листе. Дети по одному рассказывают часть сказки.
- Сели ровно, спинка прямая.
- Ребята, вспомним сказку «Заюшкина избушка» сначала. ( Рассказ ребенка: жили - были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная)
- Значит, первый кружок, это… (лиса). Что отличает лису от других животных? (острые уши и длинная мордочка)
- Возьмите правильно карандаш, на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем длинную мордочку и острые уши.
- Второй кружок, это … (зайчик) А, что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (Ответы детей)
-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные овальные уши. Положите карандаши.
- Что же произошло дальше? ( Рассказ ребенка: пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она к зайчику в избушку и его же и выгнала. Сидит зайчик и плачет. Бежит мимо собачка:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.)
-А что отличает собачек в нашей сказке? ( ответы детей: овальные уши, опущенные вниз)
- Правильно, уши как у зайчика, овальные, только они висят вниз. Возьмите правильно карандаши и нарисуйте овальные ушки, опущенные вниз. Положите карандаши.
- Кто дальше хотел помочь зайчику? ( Рассказ ребенка: вот заинька опять сидит и плачет. Идет медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал :
- Рррр. ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.)
- Что мы дорисуем, чтобы показать, что четвертый круг это медведь? ( ответы детей: маленькие круглые ушки)
-Правильно, возьмите правильно карандаш и нарисуйте маленькие круглые уши. Положите карандаши.
- Опять заинька сидит и плачет ( Рассказ ребенка:идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь)
- Что есть у петушка особенного? ( ответы детей: гребешок)
-Правильно, возьмите правильно карандаш и нарисуйте нашему петушку гребешок, можно дорисовать клюв. Положите карандаш.
- Чем же, заканчивается сказка ( Рассказ ребенка:пошел петух к избушке :
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь.
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
-Молодцы, ребята, вот мы сказку и рассказали, и показали. Посмотрите, наши гости исчезли, они вернулись в свою сказку «Заюшкина избушка». Вы им помогли, молодцы.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- Теперь у вас есть модель сказки «Заюшкина избушка». Как вы, думаете, как ее можно использовать? ( ответы детей: подарить малышам, с ее помощью рассказать сказку дома)
- Можем ли мы, нарисовать модель для другой сказки? (ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, а вам лису жалко? (ответы детей)
- Лиса конечно не должна была выгонять зайчика, но посмотрите на улице так холодно, у каждого должен быть свой дом. Может вы, построите для нее дом? (ответы детей)
- Из чего можно построить дом для лисы у нас в группе? ( ответы детей: из кубиков, из конструктора, из модулей)
- Приступим к строительству!