Наталья Колтыпина
Развивающее занятие «Заветная мечта» с детьми младшего дошкольного возраста
Развивающее занятие с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи:
* Знакомство с различными природными явлениями;
* Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния -- расслабленность -напряженность;
* Тренировка выразительности жестов, мимики, движений;
* Тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;
* Повышение уверенности детей в себе;
* Формирование групповой сплоченности.
Необходимые материалы:
* две веревки (для лесной тропинки);
* ватман;
* гуашь;
* кисти.
Вхождение в сказку
Публикация «Развивающее занятие „Заветная мечта“ с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.
Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.
(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)
Сказка
В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта -- увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.
Упражнение 1. Печаль Медвежонка
Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.
Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:
-- Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?
-- Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!
Упражнение 2. Разговор птиц
Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.
Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.
Упражнение 3. Медвежонок на тропе
Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.
Неожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.
-- Друг мой, почему ты такой грустный? -- спросил Зайчонок.
-- Как же мне не грустить? -- ответил Медвежонок. -- Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.
-- Хм … -- задумался Зайчонок. -- А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
-- А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, -- сказал Медвежонок и пошел дальше.
Упражнение 4. Зайчонок
Дети встают в позу зайчика и начинают под музыку прыгать, имитируя его движения. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.
Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.
-- Привет, Белочка. Что ты делаешь? -- заинтересованно спросил Медвежонок.
-- Привет, Медвежонок! -- торопливо ответила Белочка. -- Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? -- полюбопытствовала Белочка.
-- А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, -- сказал Медвежонок.
-- Ну и ну, зачем тебе это надо? -- удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
-- А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! -- проговорил Медвежонок.
Упражнение 5. Белочка
Дети под музыку показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.
Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка -- Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.
-- Привет, Ежик! -- окликнул Медвежонок Ежика. -- Что же такое тяжелое ты несешь?
-- Ох, привет, Медвежонок, -- прокряхтел Ежик. -- Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?
-- Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать -- увидеть снег! -- гордо ответил Медвежонок.
-- Что, что? Ты хочешь увидеть снег? -- переспросил Медвежонка Ежик. -- А зачем тебе это? -- удивился он. -- Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.
-- А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… -- задумчиво сказал Медвежонок.
Упражнение 6. Ежик
Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.
Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.
В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.
Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:
-- Милые, пушистые звездочки, кто вы?
-- Мы снежинки! -- посмеиваясь, ответили они.
Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.
Упражнение 7. Танец снежинок
По просьбе ведущего дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки. Затем ведущий просит каждого из детей изобразить на ватмане свою снежинку.
Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.
-- Привет, Медвежонок! -- радостно проговорил мальчик. -- Вот мы и встретились с тобой!
Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:
-- Кто ты, удивительное создание?
-- Я Снег, который ты так хотел увидеть!
Медвежонок запрыгал от счастья.
-- Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!
Упражнение 8. Радость Медвежонка
Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.
-- Медвежонок, давай играть! -- предложил ему Снег. -- Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.
-- Давай! -- обрадовался Медвежонок.
Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.
-- О, Снег! -- радостно проговорил Медвежонок. -- Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.
-- Привет, ребята! -- проскользнул между ними Снег. -- Давайте играть вместе.
И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.
Упражнение 9. Игры зверей
Дети под музыку показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.
Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:
-- Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.
Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.
-- До свидания, Снег! -- махали лапами друзья. -- Нам было с тобой очень весело.
-- Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, -- кричали зверюшки.
-- Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, -- сказал друзьям Медвежонок.
В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.
Заключение
-- Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.
В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.
Рефлексия. Заполнение анкеты.
Цель: осуществление обратной связи.
Ход: педагогам и родителям предлагается заполнить небольшие анкеты, которые способны оценить результативность проведенных мероприятий.
«Заветная мечта»
Развивающее занятие с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи:
* Знакомство с различными природными явлениями;
* Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния -- расслабленность и напряженность;
* Тренировка выразительности жестов, мимики, движений;
* Тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;
* Повышение уверенности детей в себе;
* Формирование групповой сплоченности.
Необходимые материалы:
* две веревки (для лесной тропинки);
* ватман;
* гуашь;
* кисти.
Вхождение в сказку
-- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.
Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.
(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)
Сказка
В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта -- увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.
Упражнение 1. Печаль Медвежонка
Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.
Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:
-- Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?
-- Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!
Упражнение 2. Разговор птиц
Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.
Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.
Упражнение 3. Медвежонок на тропе
Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.
Неожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.
-- Друг мой, почему ты такой грустный? -- спросил Зайчонок.
-- Как же мне не грустить? -- ответил Медвежонок. -- Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.
-- Хм … -- задумался Зайчонок. -- А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
-- А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, -- сказал Медвежонок и пошел дальше.
Упражнение 4. Зайчонок
Дети встают в позу зайчика и начинают под музыку прыгать, имитируя его движения. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.
Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.
-- Привет, Белочка. Что ты делаешь? -- заинтересованно спросил Медвежонок.
-- Привет, Медвежонок! -- торопливо ответила Белочка. -- Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? -- полюбопытствовала Белочка.
-- А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, -- сказал Медвежонок.
-- Ну и ну, зачем тебе это надо? -- удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
-- А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! -- проговорил Медвежонок.
Упражнение 5. Белочка
Дети под музыку показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.
Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка -- Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.
-- Привет, Ежик! -- окликнул Медвежонок Ежика. -- Что же такое тяжелое ты несешь?
-- Ох, привет, Медвежонок, -- прокряхтел Ежик. -- Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?
-- Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать -- увидеть снег! -- гордо ответил Медвежонок.
-- Что, что? Ты хочешь увидеть снег? -- переспросил Медвежонка Ежик. -- А зачем тебе это? -- удивился он. -- Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.
-- А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… -- задумчиво сказал Медвежонок.
Упражнение 6. Ежик
Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.
Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.
В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.
Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:
-- Милые, пушистые звездочки, кто вы?
-- Мы снежинки! -- посмеиваясь, ответили они.
Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.
Упражнение 7. Танец снежинок
По просьбе ведущего дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки. Затем ведущий просит каждого из детей изобразить на ватмане свою снежинку.
Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.
-- Привет, Медвежонок! -- радостно проговорил мальчик. -- Вот мы и встретились с тобой!
Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:
-- Кто ты, удивительное создание?
-- Я Снег, который ты так хотел увидеть!
Медвежонок запрыгал от счастья.
-- Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!
Упражнение 8. Радость Медвежонка
Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.
-- Медвежонок, давай играть! -- предложил ему Снег. -- Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.
-- Давай! -- обрадовался Медвежонок.
Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.
-- О, Снег! -- радостно проговорил Медвежонок. -- Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.
-- Привет, ребята! -- проскользнул между ними Снег. -- Давайте играть вместе.
И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.
Упражнение 9. Игры зверей
Дети под музыку показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.
Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:
-- Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.
Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.
-- До свидания, Снег! -- махали лапами друзья. -- Нам было с тобой очень весело.
-- Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, -- кричали зверюшки.
-- Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, -- сказал друзьям Медвежонок.
В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.
Заключение
-- Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.
В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.
Рефлексия. Заполнение анкеты.
Цель: осуществление обратной связи.
Ход: педагогам и родителям предлагается заполнить небольшие анкеты, которые способны оценить результативность проведенных мероприятий.