Ляхова Кристина Юрьевна
Дополнительная образовательная программа для детей 3–4 лет по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Занимательная сенсорика»
Дополнительное образование для дошкольников 3-4 лет.
Срок реализации программы : 1 год.
Количество занятий – 32 .
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет, как основной внешний признак предмета.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей 3–4 лет по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В методической разработке представлены игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия, песком, водой, на выкладывание мозайки, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Также в программу включены игры с диско-шаром, разноцветным дождем, колонна с пузырьками.
В разработку программы включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Пояснительная записка
В последнее время встречается такое явление, как психосоматические расстройства, проявляющиеся у детей на фоне нежелания ходить в детский сад. Психосоматические заболевания – это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно-кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т. д. подобные нарушения возникают в ответ на любые значимые для ребенка ситуации, которые вызывают эмоциональное напряжение (стресс). За теми или иными соматическими нарушениями, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к личностным и познавательным сферам ребенка, скрываются стойкие эмоциональные нарушения, проявляющиеся в высокой возбудимости, импульсивности, повышенной тревожности, нестабильности настроения и даже агрессивности. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем, технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Вопросы эмоционально-психологического здоровья детей очень актуальны для дошкольного образования и воспитания в целом. Приоритетным направлением работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из составляющих которого является эмоциональное благополучие ребёнка, которого можно достичь через игровую деятельность в сенсорной комнате. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил жизни в детском коллективе. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться достижения эмоционального благополучия ребёнка без использования методов принуждения. Средствами же выступает оборудование сенсорной комнаты, в которой будут проводиться игры, релаксационные упражнения и психогимнастика.
Цель программы : сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды. Задачи программы :
профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
создание положительного эмоционального состояния;
формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
График проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю (по подгруппам, во второй половине дня.
продолжительность 15 минут.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Оборудование :
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим “Северное сияние”.
2. Чистый белый песок.
3. Колонка.
4. Диско-шар.
5. Мальберт с картинками.
6. Мозайка (Основные цвета, геометрические фигуры).
7. Пузырьковая колонна с рыбками.
8. Разноцветный дождь.
9. Напольная мозайка.
Общее содержание занятий:
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт с ним.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре дети занимаются несколько минут.
Часть 3. Релаксация
Целью этой части является:
упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
дыхательная гимнастика, которая действует успокаивающе на нервную систему;
мимическая гимнастика, которая направлена на снятие общего напряжения.
Часть 4. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у участников чувства принадлежности к процессу работы и закрепление положительных эмоций, полученных на занятии.
На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т. п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.
Первые занятия в программе направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала они включаются в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают "солнечные зайчики". Затем выключают общее освещение и оставляют включенными только пузырьковые колонны.