Локоткова Оксана
Конспект логопедического занятия «Заколдованная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Заколдованная страна».
Задачи образовательной деятельности:
- учить дифференцировать звуки [В] - [Л] в предложениях;
- закреплять у детей понятие «антонимы» и умение их подбирать;
- упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;
- учить детей размышлять, сравнивать и находить причинно-следственные связи;
- формировать связную речь, развивать чувство языка;
- развивать у детей логическое мышление путем отгадывания загадок;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помочь в трудной ситуации.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Заколдованная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- знакомство детей с понятием «антонимы»;
- чтение с детьми русских народных, авторских, волшебных и других видов сказок;
- обсуждение с детьми героев сказок;
- заучивание и разбор c детьми скороговорок и чистоговорок.
Оборудование: письмо от бабушки Сказочницы, клубочек ниток, карта сказочной страны (разрезанная на 6 частей, презентация Microsoft PowerPoint.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от бабушки Сказочницы. В письме сообщается что пропала внучка Аленушка. Злой волшебник заколдовал сказочную страну, все в стране перевернул, перепутал и спрятал внучку Аленушку. .
- Ребята, а чем мы можем помочь бабушке Сказочнице? (ответы детей)
- Освободим сказочную страну от чар злого волшебника? (ответы детей)
- Тогда я предлагаю отправится в сказочную страну, но, чтобы нам попасть в неё нам необходимо произнести волшебные слова:
Ты на месте покружись,
Сказка, сказка появись.
Друг друга за руки возьмем
Заклинание прочтем:
Что такое, что случилось?
Где-то, что то провалилось?
Где –то, что то взорвалось (бух,бух)
Расплескалось (буль, буль,буль)
Растряслось? (т-т-т)
Зашипело (ш-ш-ш)
Зазвенело (динь, динь, динь)
Забурлило (ля-ля-ля)
Заскулило, загудело (у-у-у)
Закричало (а-а-а-)
А потом все замолчало…
Ведь здесь сказочки начало!
- Вот мы и попали с вами в сказочную страну. (Слайд 2) Здесь живут разные сказки.
- Скажите, вы любите сказки? (ответы детей)
- А что такое сказка? (ответы детей)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские; волшебные, про животных)
- Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.
Детям показываются изображения Василисы Прекрасной, Ивана Царевича, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, лешего, водяного, кикиморы, змея Горыныча. (Слайд 3)
- Назовите героев и сказки с их участием. (ответы детей)
- Посмотрите, наши герои разделились на две группы. (Слайд 4) С одной стороны - Иван Царевич и Василиса Прекрасная, а с другой - Баба Яга, Кощей Бессмертный и кикимора болотная. Почему наши герои так разделились? (ответы детей.)
- Правильно, одни герои - добрые, а другие - злые. Они противостоят друг другу, обозначают противоположные качества: добро и зло. В нашем языке много таких слов, у которых есть пара - наоборот, например: день и ночь, добрый и злой. Такие пары называются антонимы.
- Ой, ребята, посмотрите, а кто это нас встречает? (бабушка Сказочница) (Слайд 5)
- Бабушка предлагает нам выполнить её задание, и если мы его правильно выполним, она нам даст волшебный клубочек, который нам поможет найти дорогу в нашем путешествии по сказочной стране.
Игра «Скажи наоборот»
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий - узкий
- А вот и клубочек, который нам укажет путь в нашем путешествии по сказочной стране.
- Бабушка Сказочница нам сообщила, для того что бы нам расколдовать сказочную страну и найти её внучку Аленушку нам надо справится с заданиями которые нам приготовили злые герои, которые попадутся на нашем пути. Если мы правильно будем на них отвечать, то будем получать часть волшебной карты. Собрав которую, мы узнаем, где спрятал злой волшебник внучку Аленушку. Ну, что, берем наш волшебный клубочек и отправляемся в путь (логопед кидает клубок и все идут за ним).
- Волшебный клубочек привёл нас к жилищу кикиморы. (Слайд 6)
- Ребята, Кикимора предлагает нам своё задание.
Игра «Хитрые слова»
- Какое слово получится если произнести данное слово без первого звука?.
Иволга – волга
Клава- лава
Славочка – лавочка
Влад- лад
Хвалил- валил
Ковал- овал
- Какое слово получится если произнести данное слово без первого слога?
Поплавки – плавки
Булавка – лавка
Заголовки- головки
Булава - лава
Лаваш - ваш
- Ребята, смотрите, что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы можем продолжать наше путешествие по сказочной стране. Клубочек нас ведет дальше.
- Посмотрите, ребята, кого мы видим на нашем пути (ответы детей) (Слайд 7)
- Да, ребята, это водяной. И водяной приготовил нам свое задание.
Игра «Замени звук»
- Какое слово получится, если заменить первый звук на звук [В]?
Пол- вол
Полк – волк
Полосы – волосы
Толокно – волокно
Мыл – выл
Сложил – вложил
Ходил - водил
- Скажите, а какие звуки встречаются в этих словах чаще всего? (звуки [В] - [Л])
- Ребята, смотрите, а часть карты то не появилась! Наверно, у водяного есть ещё для нас задания. Он предлагает нам чётко произнести скороговорку.
«Произнеси скороговорку»
Авла-авла-авла – я была у Павла.
Ва–ла –ва – сладкая халва.
Ло –во –ло –Володя взял весло.
Лы–вы – лы – вымыл я полы.
Ву–лу –ву – выловил плотву.
Вок–лок –вок – белый поплавок.
Лук – вук–лук – Клава мыла лук.
- Водяной не хочет нас отпускать, видимо у него еще есть задания. Он хочет поиграть с нами в игру «Так бывает или нет».
- Произнесите чистоговорку и дайте правильный ответ, так бывает или нет?
Вы – лы–вы – есть лосята у совы.
Лы – вы – лы–моем светлые полы.
Ла – ва–ла –заболела голова.
Ву–лу –ву – я поймал в реке сову.
- Ребята, смотрите, что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы можем продолжать наше путешествие по сказочной стране. Клубочек нас ведет дальше.
- Смотрите, ребята, кто это там встречается на нашем пути? (Слайд 8)
- Да, ребята, наш волшебный клубочек привел нас в хижину лешего.
- А леший, ребята, хочет с нами поиграть в игру «Делай наоборот». Поиграем с ним? (ответы детей) Тогда вам на несколько минут нужно превратиться в мальчиков и девочек наоборот! Для этого вы должны выполнять все движения наоборот.
Физкультминутка «Делай наоборот».
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли широко глаза – (закрыли широко глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали)
Встали на пяточки – (встали на носочки)
- Ребята, смотрите, что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы можем продолжать наше путешествие по сказочной стране. Клубочек нас ведет дальше.
- Смотрите, ребята,к чьей это избушке привел нас клубочек на этот раз? (Слайд 9)
- Да, это избушка бабы Яги. И баба Яга нам то же приготовила свои задания. Баба Яга хочет вам сказать, что не только в сказках встречаются антонимы. Вот послушайте:
Игра «Закончи пословицу»
Логопед читает пословицу, а дети заканчивают её :
Ученье - свет, а неученье -. (тьма)
Меньше говори, а больше. (делай)
Труд кормит, а лень. (портит)
Готовь сани летом, а телегу. (зимой)
Большая работа лучше большого. (безделья)
Лето собирает, а зима … (подъедает)
Чужбина - калина, родина - … (малина)
- Ребята смотрите что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы можем продолжать наше путешествие по сказочной стране. Клубочек нас ведет дальше.
- И куду на этот раз нас привел наш волшебный клубочек? (Слайд 10)
- Правильно, к Змею Горынычу. И он тоже приготовил для нас задание.
Игра «Составь предложение по опорным словам»
Волк, козлята.
Акула, плавник.
Логово, волчата.
Владик, самосвал.
Лес, волнушки.
Василиса, игла.
Водяной, корабль.
Лиса, волк.
- Ребята, смотрите, что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы можем продолжать наше путешествие по сказочной стране. Клубочек нас ведет дальше.
- Нам с вами осталось добыть последнюю часть нашей карты. И давайте посмотрим куда на этот раз привел нас наш волшебный клубочек. (Слайд 11)
- Да, к дому домового. Для того, чтобы он отдал нам недостающую часть карты, он предлагает нам поиграть с ним в игру.
Игра «Объясни»
- Объясните, как вы понимаете эти выражения.
Висеть на волоске – (находится в очень неудобном положении).
Рвать на себе волосы – (сильно досадовать на себя).
Волком смотреть – (смотреть угрюмо, враждебно).
Голоден как волк – (очень голоден).
Тянуть волынку – (медлительность в каком либо деле).
- Ребята, смотрите, что это? (Показывает часть карты)
- Значит, мы правильно выполнили задание? (ответы детей).
- Мы собрали с вами все части карты. Я предлагаю их собрать в целую карту, чтобы увидеть, где находится внучка Алёнушка. (Дети собирают части карты в одно целое, и обнаруживают внучку Аленушку. Бабушка Сказочница благодарит ребят, за то что они расколдовали сказочную страну и нашли её любимую внучку Аленушку). (Слайд 12)
- Ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями? (ответы детей)
- Нам нужно с вами возвращаться в детский сад. Для этого нам надо произнести волшебные слова:
Ты на месте покружись,
Сказка, сказка появись.
Друг друга за руки возьмем
Заклинание прочтем:
Что такое, что случилось?
Где-то, что то провалилось?
Где –то, что то взорвалось (бух,бух)
Расплескалось (буль, буль,буль)
Растряслось? (т-т-т)
Зашипело (ш-ш-ш)
Зазвенело (динь, динь, динь)
Забурлило (ля-ля-ля)
Заскулило, загудело (у-у-у)
Закричало (а-а-а-)
А потом все замолчало…
Вот и сказочке конец!
- Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
- Какие задания вам понравились больше всего (ответы детей)
- И почему именно эти задания вам понравились? (ответы детей)
- Спасибо всем!