Анна Доставалова
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного исследования. Среди многочисленных речевых нарушений - оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в достаточной степени. Именно эта проблема обуславливает, в настоящее время, многоаспектность взглядов на его причинную обусловленность, на систему преодоления этого речевого расстройства.
Публикация «Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Г. Н. Неткачева, В. А. Гиляровско, к ним можно отнести и другие известные, а именно: М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. И. Жинкин, Н. А. Власова.
Исследователями выделяются следующие формы заикания : тоническая, клоническая, смешанная; виды судорог при заикании : артикуляторные, дыхательные, голосовые, смешанные; степени заикания : легкая, средняя, тяжелая.
Заикание – симптом разных заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исхода из клинических представлений М. И. Буянов и Б. З. Драпкин выделили невротическое (логоневроз, неврозоподо-бное и смешанное заикание.
Под логоневрозом понимается психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Для этой формы заикания характерны следующие особенности:
- заикание может появиться в возрасте от двух до шести лет;
- наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;
- преимущественно психогенное начало речевой патологии;
- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;
- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта);
- с возрастом заикание усложняется речевыми уловками, сопутствующими движениями, речевой робостью.
Основными особенностями речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания являются :
- судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;
- появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;
- начало заикания;
- нарушение звукопроизношения (по типу дизартрии);
- ограниченность активного словаря;
- несформированность грамматического строя речи;
- нарушения динамического праксиса;
- наличие непроизвольных движений сопровождается нарушениями моторики детей.
Основными факторами риска, влияющими на появление и развитие заикания у детей являются :
- В период протекания беременности: токсикоз (особенного второй половина беременности, стресса и психотравмы материи.
- Паталогическое течение родов: родовая травма, в частности асфиксия новорожденного, стимулирование родовой деятельности.
- Вредности постнатального периода: возможная психотравма и соматическая ослабленность организма.
- Наличие отягощенной наследственности играет определенную роль, но на первый план среди всего спектра выступает родовая травма - асфиксия новорожденного.
К сожалению, логопедическая работа с детьми «группы риска» или с проявлениями заикания в России да и в нашем городе, начинается со старшего (редко со среднего) дошкольного возраста. Это связано с проблемой диагностики и отсутствием коррекционных планов для таких детей в более раннем возрасте.
Таким образом, важными проблемами современного изучения заикания являются :
- разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики и снятия первых проявлений заикания;
- совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни детей, имеющих в анамнезе известные факторы риска возникновения заикания;
- просвещение, знакомство с рекомендациями матерей, имеющих ребенка с заиканием младшего и раннего возраста;
- усиление взаимосвязи в работе различных специалистов: невролога, логопеда и родителей.
Выделенные проблемы, мы надеемся, помогут обратить внимание исследователей на необходимость дополнительной разработки вопроса ранней неврологической и логопедической диагностики детей «группы риска», заинтересуют родителей заикающихся детей в плодотворном сотрудничестве со специалистами.