Ольга Ивановна Слепцова
Консультация для родителей «Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группе
Тема: «Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год»
Знакомство с родителями.
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
До конца сентября я буду проводить обследование речи детей, диагностику. Выявлять, какие звуки нарушены.
В логопедической группе коррекционная работа проводится ежедневно. Это фронтальные и индивидуальные занятия. На фронтальных занятиях мы будем заниматься развитием речи и обучению грамоте. Для этого нужно будет приобрести рабочие тетради по развитию речи Теремковой и грамоте Коноваленко.
Индивидуальная работа проводится в следующих направлениях:
- проверка домашних заданий (беседа по картинке);
- развитие фонематического слуха
- дыхательные упражнения
- артикуляционные упражнения
Для правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находиться в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.
- коррекция звукопроизношения, включающая
постановку звука;
автоматизацию правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;
дифференциацию от близких по звучанию звуков.
- слоговая структура слова
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения.
Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
- не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Обсудите прочитанное.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!