Елена Николаевна
Развитие голоса дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного.
Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне.
Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носить здоровьесберегающий характер.
Как мне показывает опыт работы, для развития хоровой культуры, эффективна комплексная методика музыкально-певческого воспитания «фонопедический метод развития голоса», которая разработана педагогом, вокалистом, врачом фониатром Виктором Вадимовичем Емельяновым.
Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.
Критериями фонопедического метода являются:
-акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
-энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
-биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).
В. В. Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе я использую некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольников.
Цель фонопедических занятий – привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушенный баланс между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании.
Эта методика позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, которая позволяет развивать речь.
Комплекс упражнений перед началом какой-либо деятельности для детей:
- бодрящая гимнастика лица трем щеки, шею, нос, глаза;
- вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать;
- вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе;
- кусание кончика языка;
- кусание боков языка;
- покусывание внутренней часть щеки;
- кончиком языка упираемся в щеки
- круговые движения языка по зубам
- похлопывание ладошками по щекам и подбородок
- с открытым ртом языком делаем круговые движения по зубам
- нижняя челюсть в перед, верхняя вперед
- открываем рот широко делая при этом прямоугольник
- делаем движения только нижней челюстью
- удивляемся с открытым ртом как можно больше
- надувание щек поочередно
- надувание щек и похлопывание их при выдохе
- втягивание щек внутрь.
Дыхательные упражнения
• Руки скрещены за головой, резкий вдох до отказа, медленный выдох губы в трубочке. (Выдуваем до отказа, до глубокого гортанного «Х»,
• Дышим с поворотом головы,
• Дыхание на диафрагме.
Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого используем различные образы; такие, например, как:
• играет ветер с листвой;
• звучат пчела, жук, комар;
• спустился воздух из колеса машины, шарик;
• сердится кошка
и т. д., выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).
Использование скороговорок с движениями, можно с ритмическими хлопками, на одном звуке и т. д.
Распевание на разные звуки, следить за оформлением губ.
Упражнения на звукоподражания
Пение прибауток
ИГРА «Эхо»
Систематическое повторение выученных песен
Пение a’cappella
АНСАМБЛЬ.
Учить детей слушать себя и других
Учить одновременно вступать
Выдерживать общий темп
Одновременно начинать и заканчивать музыкальные фразы пения «цепочкой».
Пение группами
«Пение про себя».
Оттачиваем актерское мастерство, потому что каждый выступающий АРТИСТ. Об этом нужно всегда помнить и говорить.
Таким образом, применение всего комплекса методических приёмов на занятиях помогает мне не только наладить творческий контакт с обучаемыми детьми, но способствует сознательному и своевременному развитию певческого голоса, а также прочувствованному донесению до слушателя идейно-художественной сути вокального произведения.