Юзефа Кузьмиченко
Конспект образовательной деятельности «Этот загадочный подводный мир!»
Конспект образовательной деятельности
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.
Программное содержание: Коррекционно-образовательные : Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Этот загадочный подводный мир!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю. Словарная работа: батискаф, акваланг Материалы и оборудование: глобус; презентация «Этот загадочный подводный мир», аудиопособия «Театральные шумы» («Море»); пазлы; картинки батискафа и обитателей моря; изображения кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря. Ход деятельности Воспитатель : Ребята, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус) А вот наш помощник. Ребята, это? Дети: Глобус. Воспитатель: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? Дети: Разноцветным. Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой. Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны. Воспитатель: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине (слайд 2). Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер) (слайд 3) Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря? Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб. (включаю запись звуков моря.) Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Воспитатель: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (слайд 4) Воспитатель: В первое подводное путешествие мы отправимся все вместе. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Занимайте места. Батискаф готов к погружению. Морские волны качают (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло (слайд 5). Воспитатель: Почему? (ответы детей) так как этот этаж освещает и согревает солнце. Воспитатель: А в каком костюме можно выходить из батискафа в море и с чем? А какие костюмы по весу бывают у водолазов? (ответы детей) (тяжелый и легкий костюм водолаза) (слайд 6, 7) Артикуляционная и дыхательная гимнастика. «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта. «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен. «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты). «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом. Воспитатель: Первый водолаз Артем Е. одевает водолазный костюм и покидает батискаф, исследует морское дно и сообщает в батискаф об увиденном. Артем: Смотрите, слева по борту плывёт чудо-великан. (Показ слайда кита) (слайд 8) Кто же это? (Синий кит) описание кита Воспитатель: Второй водолаз Глеб С. одевает водолазный костюм и покидает батискаф, исследует морское дно и сообщает в батискаф об увиденном. Глеб С. : Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ слайда дельфина) (слайд 8) Да это же. (дельфин) (описание дельфина) Рассказ Тихона про дельфинов. Воспитатель: Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? Дети: У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты. Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове» (слайд 10) Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек. Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Третий водолаз Ева С. покидает батискаф, исследует морское дно и сообщает в батискаф об увиденном (описание акулы) Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ слайда акулы) (слайд 11) Ева: Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Ева описывает акулу) Воспитатель: Чем питается акула? Дети: Акулы питаются рыбами, морскими животными. Воспитатель: Акулы могут напасть на человека? Дети: Акулы нападают на человека. Воспитатель: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? Дети: Под водой мы дышать не сможем. У человека нет жабр. Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну? Дети: Мы должны надеть акваланги, водолазные костюмы (слайд 12) Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво (выполняется пальчиковая гимнастика) (слайд 13 морского дна) «Подводный мир» (Включить музыку) Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком») Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз). Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны) Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд) Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки) Двигаются навстречу друг другу. (Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны). А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара). А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук). Гостей встречает осьминог Воспитатель: Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это? Дети: Рыба. Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.) Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост). Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко). Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости). Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки). Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза). Воспитатель: Молодцы, ребята, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем. А сначала вспомним, что такое невод? Для чего он нужен? Игра: «Невод». (Выбираю по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод») Воспитатель: Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли в морских животных. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани, лежащему на столе. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — игрушки. Воспитатель предлагает сесть вокруг куска ткани.) Воспитатель: Новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.) Воспитатель. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов). Воспитатель: А теперь давайте поиграем «словами с крабом», проверим, кто быстрее всех правильно и четко сможет три раза повторить скороговорку про карпа и краба, которую мы выучили. Скороговорка: «В озере карп, а в море - краб». (Дети по очереди выполняют задание, все аплодируют друг другу.) Воспитатель: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка». Вопросы: 1. Без чего не бывает моря? (без воды) 2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит) 3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы) 4. У кого рот на брюхе? (у акулы) 5. Какая собака не лает? (морская) 6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском) 7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз) 8. Родственник рака? (краб) Воспитатель: Вы очень хорошо занимались, старались. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Вы справились со всеми заданиями (отмечаю самый подробный рассказ). На этом наше исследование подводного мира не заканчивается. Дома с родителями с помощью книг и интернета вы сможете подробней узнать о разнообразии подводного мира и каждый из вас сможет побыть водолазом и опуститься на морское дно. А в уголке природы вы сможете сами рассмотреть иллюстрации о подводном мире, найти игры на морскую тему, сложить из пазлов батискаф, разнообразных рыб.