Наталья Воронина
Экспериментирование в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 99 ОАО "РЖД"
Для реализации всего объема работы в группе создана предметно-развивающая среда в виде детской мини-лаборатории, где представлены различные материалы для исследования. Всё оборудование для проведения опытов безопасно, а материалы доступны. В мини-лаборатории имеются: различные коллекции, набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; семена разных растений, шишки, камешки, материалы для игр с мыльной пеной, красители, бросовый материал, книги познавательного характера для младшего возраста. На видном месте вывешиваются алгоритмы работы с материалами, доступные детям младшего возраста. Материал для проведения опытов в центре экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Публикация «Экспериментирование в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Понимая значение экспериментирования для развития детей, в детском саду реализуем исследовательские проекты. В процессе работы над которыми обогащаются знания детей: дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Во время проведения исследовательских проектов с младшими дошкольниками строю свою работу таким образом, чтобы детям было не только интересно слушать и наблюдать, а самое главное, чтобы они захотели стать активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности. В процессе такой деятельности, поддерживаю познавательную активность каждого ребенка, создаю условия для их самостоятельной поисковой активности и проявления детской инициативы : проблемные и игровые ситуации, наблюдения за объектами, просматриваем презентации, играем в дидактические игры и т. д.
При проведении проекта «День звука» дети рассматривали шумовые и музыкальные предметы, которые принес зайка в коробке. Ребята заинтересовались тем, что разные музыкальные инструменты издают различные звуки, во время свободной деятельности дети самостоятельно подходили, брали инструменты и манипулировали ими. Видя заинтересованность воспитанников, стала задавать вопросы: «На что похожи звуки?» и дети отвечали, пытаясь находить, на что похожи звуки по звучанию, опираясь на свой опыт. Через некоторое время, для поддержания интереса ребят к проекту, принесла в центр маленькую пластиковую бутылочку, наполненную песком и природные материалы (кора деревьев, маленькая галька, горох, канцелярские скрепки). Дети обратили внимание на бутылку, заинтересовались, стали ею манипулировать и выяснили, что она издает звук. Тогда обратила внимание детей на лежащие рядом пустые коробочки и природный материал. После рассматривания и беседы что с ними можно делать, малыши решили наполнять бутылочки природным материалом, послушать и сравнить издаваемые звуки.
Во время выполнения опытов, игр и простых экспериментов предоставляю ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как нам это сделать?», «Что хотим узнать?», «Почему мы делаем так?», «Что получилось?», «Зачем мы это делали?». Младшие дошкольники проявляют интерес к практическим опытам, играм и это развивает их любознательность, вовлекает в активное освоение окружающего мира.
В целях ознакомления со свойствами и назначением мыла с детьми мною был реализован проект: «Мыльные чудеса». Родители приняли участие в создании коллекции мыла. Воспитанники с удовольствием рассматривали мыльные фигурки, называли цвет, форму, определяли по запаху. Проводя эксперименты с мылом и водой, у младших дошкольников сформировались предпосылки к поисковой деятельности, дети проявляли самостоятельность, получили новые знания, опираясь на имеющиеся у них представления, делали простые выводы о свойствах предметов. В самостоятельной деятельности дошкольники применяют свои знания в игровой и трудовой деятельности, по инициативе детей играем в игры «Сделаем пышную пену, «Приготовим воду для стирки кукольного белья», «Мыльные пузыри».
Начиная с младшей группы, дети входят в мир экспериментирования. В ходе опытов знакомлю ребят со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучив свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется.
Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим.
Интересных объектов для экспериментирования великое множество и опытно– экспериментальная деятельность у воспитанников очень популярна.
Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
- о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
- о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.