МААМ-картинки

Консультация для родителей «Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»

Надежда Лыбаева
Консультация для родителей «Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников. Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.    В нашем детском саду успешно осуществляют образовательную и воспитательную функции уголки национального быта и культуры. Цель создания уголков – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. С их помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеются настольно-печатные игры. Подобрана литература и иллюстрации о столице Республики Мордовия городе Саранск. Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать. Большое внимание мы уделяем подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия». Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».  В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввели новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство». На всех возрастных этапах мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. На занятиях по развитию речи вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Мы хорошо осознаём, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. И невозможно переоценить воздействие этнокультуры на формирование личности будущего гражданина.

Публикация «Консультация для родителей „Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Литература

1.«Мы в Мордовии живем» : программа для дошкольных образовательных учреждений республики Мордовия (коллектив преподавателей МГПИ им. Евсевьева, 2010.

2. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008.

3. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

4. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб. : Речь, 2006.

7. Николаев С. Д. Этнос и культура. Linia. 2005 г.

Источник:https://ffre.ru/yfsujgotrpolpoljge.html

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы» День Победы – самый памятный и торжественный из всех праздников в нашей стране. День Победы связал и объединил каждого из нас, объединил.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 октября 2022 в 21:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лыбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД