Сафронова Анна
Этапы подготовки мюзикла в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы подготовки мюзикла в дошкольном учреждении»
Сафронова А. С. – музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №59 «Ягодка» г. Тамбова
Музыкально-театральная деятельность является одной из основополагающих в процессе воспитания и образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Достаточно значимую роль в этом процессе нужно отвести музыкальному руководителю. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью. Одной из самых интересных творческих форм музыкально-театральной деятельности является музыкальный проект- детский мюзикл. «Мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и важную роль играет хореография. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Для детей участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!» - вот так оценивают музыкальные руководители и педагоги этот замечательный жанр искусства. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Публикация «Этапы подготовки мюзикла в дошкольном учреждении» размещена в разделах
предполагает наличие способности у педагога модернизировать свою работу
так, чтобы ребенок почувствовал себя полноправным субъектом образовательной деятельности. Постановка музыкального спектакля с детьми — дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только в результате работы, но и в процессе подготовки.
На мой взгляд основными этапами реализации данного проекта являются следующие составляющие:
1. Подбор репертуара, знакомство детей со сценарием
2. Подготовительный этап работы
3. Выбор исполнителей
4. Работа с родителями
5. Подготовка декораций, костюмов, атрибутов,
6. Разработка концепции в украшении музыкального зала
7. Вокальная работа
8. Театральная работа
9. Хореографическая работа
10. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой
11. Объединенные репетиции для всех участников спектакля
12. Закрепление
13. Генеральная репетиция
14. Премьера
15. Спектакли для детей младшего возраста
1. Подбор репертуара.
Является важнейшей частью работы над мюзиклом. Насколько точно, интересно подберет сюжет для постановки музыкальный руководитель, насколько это будет резонировать с эмоциональным откликом у детей, ровно настолько проект будет удачно воплощен и принят зрительской аудиторией. В основном это, конечно же, сказки. Они могут быть любые, самые разнообразные – русские народные, зарубежные, современные. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Волшебные превращения завораживают ребенка и ему с удовольствием хочется участвовать в этом. А жанр мюзикла включает в себя и сказку, и музыку, хореографию и театрализацию. Можно рискнуть и написать сценарий самостоятельно или же с помощью воспитателей.
2. Подготовительный этап работы :
В ходе данного проекта мы используем следующие виды деятельности:
- беседы на тему постановки,
- посещение различных спектаклей, которые проходят в рамках образовательного учреждения,
- игровые виды деятельности,
- вокально – хоровую работу (подготовительная работа,
- слушание музыкальных произведений и создание его образа.
3. Выбор исполнителей.
Большое значение для успеха мюзикла имеет правильный выбор исполнителей. На начальном этапе песни и танцы можно разучивать со всеми детьми. Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия. Кроме того в ходе музыкального проекта, у любого ребенка есть возможность проявить себя. Нужно подходить очень деликатно и индивидуально к каждому ребенку, так как в этом возрасте они очень ранимы. Цель не только не обидеть детей, а максимально донести до них, что маленьких ролей не бывает, и всякая роль и персонаж очень важен для постановки.
4. Работа с родителями.
Очень немаловажный аспект при постановке и реализации данного проекта. Самое главное донести до них, что они не должны оставаться в стороне. Проявлять как можно больше активного участия. Подготовка декораций, пошив костюмов (можно брать напрокат в специализированных магазинах, покупка атрибутов. Заинтересованность в том, что делают их дети: как проходят репетиции, распределения ролей, выучивание текста, ну хотя бы иногда….
5. Подготовка декораций и атрибутов.
Участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов и декораций – обязательная и интереснейшая часть подготовки музыкального проекта. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок. Предоставить им хотя бы набольшую возможность сделать для спектакля что- то своими руками, это сделает их более заинтересованными и вовлеченными в процесс. Поменьше запрещать, не губить их инициативу. В этом возрастном периоде происходит становление не только ребенка как личности, но и закладываются все творческие навыки, которые в дальнейшем определят и выбор профессии и предназначение. В процессе подготовки детского мюзикла используются различные виды музыкальной деятельности, тем самым не нарушается основная структура музыкального занятия. Но принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
6. Украшение музыкального зала.
Отдельный этап работы. Концепция украшения музыкального зала разрабатывается заранее. Здесь не помешает помощь родителей, если имеется такая возможность, и, конечно же, помощь воспитателей. Эстетика украшения должна соответствовать тематике музыкального представления. Но здесь можно проявить инициативу, воображение и изобретательность.
Работа над сказкой (разучивание сказки) происходит на индивидуальных, фронтальных и тематических занятиях.
На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребёнок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем - ребенком. В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени отдается для разучивания хоров, танцев, массовых сцен. Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.
При постановке мюзикла ведется работа с детьми в 3 направлениях:
7. Музыкальное направление, включающее в себя вокально-хоровые занятия:
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формирование певческого дыхания, интонации, дикции и т. д.
8. Театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство) :
- развитие творческого воображения, фантазии;
- распределение внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, выработка классического произношения звуков,
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене и т. д.
9. Танцевальное направление
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
10. Музыкальное оформление
Фонограмма — это очень важное дополнение к оформлению спектакля. Использование различных звуков природы, а также классической и народной музыки делают спектакль более ярким и выразительным. Немаловажным аспектом является подбор музыкального материала для представления и своеобразного лейтмотива на протяжении всего спектакля каждого действующего лица. Начинается этап разучивания вокальных партий под «минус». Если под фортепиано выучили надежно и хорошо закрепили, то у исполнения под «минус», как правило, не возникает трудностей. Прослушали несколько раз, музыкальный руководитель спел, спели вместе с ним – черновая работа уже готова. Еще один нюанс - работа дошкольников с микрофоном. Заслуживает несколько слов. Сначала даю маленькие пластмассовые гимнастические гирьки - своеобразный заменитель, потом сломанные (не специально, конечно) настоящие микрофоны (если таковые имеются, а уж потом – настоящие. Сначала они не включены, а через
какое- то время, как ребенок освоится, привыкнет, можно уже включать.
Таковы основные этапы работы педагога по подготовке и постановке музыкального спектакля с детьми-дошкольниками. Из нашего опыта работы можно сделать вывод, что постановка спектакля — главное «музыкальное событие» года. Очередной спектакль ждут с нетерпением и педагоги, и родители, и дети.
11. Объединенные репетиции для всех участников спектакля
Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.
На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки. Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т. д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.
12. Закрепление.
Данный этап проходит по всем «фронтам» работы. Здесь достаточно трудно описать все «нюансы» заключительного этапа работы перед непосредственным показом. Отдаю дань профессионализму и опыту наших замечательных музыкальных руководителей, и на их усмотрение пойдет данная работа. К счастью, или к сожалению, универсального рецепта здесь не существует.
13. Генеральная репетиция.
Должна пройти в максимально доброжелательной обстановке. Минимум замечаний участникам спектакля. Отработать совсем уж грубые ошибки. Большее внимания уделять самому началу спектакля, что бы именно здесь все было максимально отработанно, если сразу пойдет все «гладко», то дальше проблем не будет. Дети скоро преодолеют сценический страх и вольются в действие музыкального спектакля.
14. Премьера. Да, все очень волнуются. Но первостепенная задача - настроить маленьких артистов на успех, придать им определенную значимость, и научить ничего не бояться.
15. Спектакли для детей младшего возраста.
Затем последует небольшая серия повтора спектакля для воспитанников сада младших групп. Здесь полностью проявляется и радость всеобщая и ощущение успеха, гордость родителей просто не знает границ. Ну а музыкальному руководителю и воспитателям полюс в карму и в портфолио.
Список используемой литературы:
1. Буренина, А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб., 2002. – 114 с.
2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика».
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, № 6.
4. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128, с. –(Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).
5. Кирнарская Д. К. «10 причин учить ребенка музыке».
6. Мерзлякова, С. И. «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). – 2005.
7. Музыкальная энциклопедия. Серия «БСЭ». Под ред. Ю. В. Келдыша, – Том № 4, 2006.
8. Радынова. О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
9. Радынова О. П. А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
10. Сорокина, Н. А. «Театр, творчество, дети». – Н. А. Сорокина,
Л. Г. Миланович – 2015.
11. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина. М. : Издательский центр «Академия», 2002.