Сафронова Анна
Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу»
Сафронова А. С. – музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №59 «Ягодка» г. Тамбова
Трудно переоценить значение вокального искусства в дошкольном образовательном учреждении, оно является основным средством музыкального воспитания. Вот что пишет Н. А. Ветлугина: «Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений». В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Неотъемлемой частью воспитания и образования дошкольников является участие во всевозможных конкурсах, в том числе и вокальных. Это очень ответственное и волнительное мероприятие. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. Но для начала разделю все на этапы.
Публикация «Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу» размещена в разделах
1. Работа над формированием вокальных навыков
2. Выбор репертуара
3. Предварительная работа с родителями и воспитателями
4. Разучивание вокального произведения
5. Максимальное закрепление полученных позитивных эмоций у ребенка от всех этапов работы.
В работе ставятся следующие задачи:
1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
3. Формирование певческих навыков;
4. Развитие исполнительского мастерства;
5. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
6. Развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;
7. Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;
8. Создать предпосылки к формированию творческого мышления.
С чего начинаются занятия вокалом?
Занятия по вокалу включают в себя упражнения для четкой дикции, точности интонирования, певческой установке, певческого дыхания. Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Как же добиться певческой установки? Корпус следует держать прямо и свободно, плечи расправить, голову держать прямо, шею не вытягивать и не напрягать, ноги поставить под прямым углом к полу с опорой на пятки, руки свободно положить между животом и коленями, нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги. Чтобы принять правильное положение тела, нужно предложить детям встать, сутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Потом, как бы, приподнять тело (плечи, грудь) и откинуть его назад вниз. Кроме того, чтобы тело было при пении упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ежика»).
1. На этапе формирования вокальных навыков в работу включаю одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность выглядит следующим образом: дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль. В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. Развиваем умение у ребенка правильно открывать рот, опуская нижнюю челюсть. Развиваем умение плавного ведения звука. Перед тем как начать петь песни с детьми, необходимо включить в занятие распевание. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса, становится более точное интонирование. Очень важно, чтобы каждое упражнение было интересным по содержанию и игра могла увлечь ребенка. Так как именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждает ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей. На занятиях необходимо добиваться четкой ясной дикции, чтобы дети четко произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсть, гортань с голосовыми связками и зубы. Артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый, у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть, вялые губы и малоподвижный язык. Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребенка, готовят певческий аппарат к пению. Для развития правильного воспроизведения звука огромное значение имеет правильная организация дыхания. Активный вдох, небольшая задержка дыхания и постепенное его расходование. Следим за тем, чтобы малыш пропевал всю фразу на одном дыхании.
Большое значение имеют методы и приемы работы с детьми в процессе певческой деятельности. Игровой метод включает в себя игровые моменты, игровые ситуации, применение игрушек, элементов костюмов и воображаемой ситуации, музыкально - дидактических игр и пособий. О музыкально – дидактических играх написано очень много и говорить о них, об их целесообразности и продуктивности здесь не имеет смысла. Наглядно-слуховой метод – исполнение вокальных произведений педагогом или использование записи. Словесный метод – это беседы, сообщения, пояснения, разъяснения педагога по разным проблемам. Используя выразительные средства искусства слова, музыкальный руководитель должен владеть художественной речью. В процессе занятий возможно применение таких важнейших образных средств как сравнение, слова - символы, метафора. Например: спой медленно, как черепаха, голос звучит как колокольчик, звук мягкий как пушистый котенок. Да, чтобы участвовать в конкурсе ребенок должен уже быть готов. Подразумевается, что он уже получил все необходимые вокально-артикуляционные навыки, имеет соответствующий диапазон и знает, как правильно брать дыхание. Но, увы, так бывает далеко не всегда и зачастую приходиться готовить ребенка к серьезному выступлению начиная все буквально с нуля.
2. Выбор репертуара играет решающую роль для маленького исполнителя здесь необходимо учитывать многие критерии. Это и широта диапазона юного певца, уровень развития музыкальности и эмоциональности, музыкальную память, степень развития музыкального слуха и стабильности меторо-ритмческих ощущений. Наконец, общее развитие ребенка – его интеллектуальный и эмоциональный уровень. Безусловно, музыкальное произведение должно быть «выигрышным», интересным, подвижного и веселого характера. Оно должно нравиться исполнителю, в противном случае ждать от маленького певца многого не придется, не будет заинтересованности – не будет результата.
3. Особо хочется остановиться на работе с воспитателями и родителями ребенка. Общая заинтересованность и нацеленность на результат всех участников процесса крайне важна. Все состоит из взаимосвязанных звеньев музыкальный руководитель - ребенок - воспитатель – родитель (на свое усмотрение можете выбрать свою последовательность, которая вам представляется более логичной). Обязательная беседа с воспитателями, а затем и с родителями. Цель – донести необходимость совместного и тесного творческого сотрудничества на благо ребенка, и неважно, если он вдруг не займет призовое место.
4. Разучивание музыкального произведения происходит в несколько этапов : а. Знакомство со словами текста, донесение и восприятия смысла текста, разбор строения вокального произведения;
б. Разучивание мелодии на определенный слог «ля», «да», «ди», «та» (с названием нот дети не могут разучить); в. Разучивание мелодии со словами; г. Разучивание мелодии со словами и движениями, если таковые будут использоваться; д. Закрепление выученного материала с последующей демонстрацией его на родительском собрании, например; е. Выступление непосредственно на конкурсе. Каждый этап может варьироваться, но как мне кажется это наиболее удобный и продуктивный алгоритм при подготовке к вокальному конкурсу.
5. И самый, на мой взгляд, важный в психологическом плане этап- это закрепление всех полученных положительных эмоций ребенка от момента начала разучивания до непосредственного выступления на конкурсе. Этот аспект зависит и от эмоционального климата в семье и, конечно же, от постоянного контакта воспитанника и его музыкального руководителя. Очень осторожно нужно оперировать таким понятием как «нацеленность на результат», а под «результатом» подразумевается исключительно призовое место, что не всегда бывает оправдано. Главное, что бы ребенок получал удовольствие от своего труда, стремления освоить, что то новое и от итоговых выступлений, тогда с уверенностью можно будет двигаться вперед и не беспокоиться, что у дошкольника пропадет всякое желание и петь и выступать.
Список используемой литературы:
1. Венгер, Л. А. Педагогика способностей – М. : Москва, 1973.
2. Ветлугина, Н. Музыкальный букварь М. : Музыка, 1989.
3. Емельянов, Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг /
Е. В. Емельянов – 5 издание –СПб Изд. «Лань» 2007.
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М, 2008.
5. Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»- СПб. : Невская НОТА 2010.
6. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. М. 1988.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Москва-Синтез, 2005.
8. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры». М, 2000.