Получи документы

Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу

Сафронова Анна
Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу
▼ Скачать + Заказать документы

«Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу»

Сафронова А. С. – музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад №59 «Ягодка» г. Тамбова

Трудно переоценить значение вокального искусства в дошкольном образовательном учреждении, оно является основным средством музыкального воспитания. Вот что пишет Н. А. Ветлугина: «Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений». В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Неотъемлемой частью воспитания и образования дошкольников является участие во всевозможных конкурсах, в том числе и вокальных. Это очень ответственное и волнительное мероприятие. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. Но для начала разделю все на этапы.

Публикация «Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу» размещена в разделах

1. Работа над формированием вокальных навыков

2. Выбор репертуара

3. Предварительная работа с родителями и воспитателями

4. Разучивание вокального произведения

5. Максимальное закрепление полученных позитивных эмоций у ребенка от всех этапов работы.

В работе ставятся следующие задачи:

1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

3. Формирование певческих навыков;

4. Развитие исполнительского мастерства;

5. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

6. Развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;

7. Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

8. Создать предпосылки к формированию творческого мышления.

С чего начинаются занятия вокалом?

Занятия по вокалу включают в себя упражнения для четкой дикции, точности интонирования, певческой установке, певческого дыхания. Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Как же добиться певческой установки? Корпус следует держать прямо и свободно, плечи расправить, голову держать прямо, шею не вытягивать и не напрягать, ноги поставить под прямым углом к полу с опорой на пятки, руки свободно положить между животом и коленями, нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги. Чтобы принять правильное положение тела, нужно предложить детям встать, сутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Потом, как бы, приподнять тело (плечи, грудь) и откинуть его назад вниз. Кроме того, чтобы тело было при пении упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ежика»).

1. На этапе формирования вокальных навыков в работу включаю одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность выглядит следующим образом: дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль. В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. Развиваем умение у ребенка правильно открывать рот, опуская нижнюю челюсть. Развиваем умение плавного ведения звука. Перед тем как начать петь песни с детьми, необходимо включить в занятие распевание. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса, становится более точное интонирование. Очень важно, чтобы каждое упражнение было интересным по содержанию и игра могла увлечь ребенка. Так как именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждает ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей. На занятиях необходимо добиваться четкой ясной дикции, чтобы дети четко произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсть, гортань с голосовыми связками и зубы. Артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый, у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть, вялые губы и малоподвижный язык. Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребенка, готовят певческий аппарат к пению. Для развития правильного воспроизведения звука огромное значение имеет правильная организация дыхания. Активный вдох, небольшая задержка дыхания и постепенное его расходование. Следим за тем, чтобы малыш пропевал всю фразу на одном дыхании.

Большое значение имеют методы и приемы работы с детьми в процессе певческой деятельности. Игровой метод включает в себя игровые моменты, игровые ситуации, применение игрушек, элементов костюмов и воображаемой ситуации, музыкально - дидактических игр и пособий. О музыкально – дидактических играх написано очень много и говорить о них, об их целесообразности и продуктивности здесь не имеет смысла. Наглядно-слуховой метод – исполнение вокальных произведений педагогом или использование записи. Словесный метод – это беседы, сообщения, пояснения, разъяснения педагога по разным проблемам. Используя выразительные средства искусства слова, музыкальный руководитель должен владеть художественной речью. В процессе занятий возможно применение таких важнейших образных средств как сравнение, слова - символы, метафора. Например: спой медленно, как черепаха, голос звучит как колокольчик, звук мягкий как пушистый котенок. Да, чтобы участвовать в конкурсе ребенок должен уже быть готов. Подразумевается, что он уже получил все необходимые вокально-артикуляционные навыки, имеет соответствующий диапазон и знает, как правильно брать дыхание. Но, увы, так бывает далеко не всегда и зачастую приходиться готовить ребенка к серьезному выступлению начиная все буквально с нуля.

2. Выбор репертуара играет решающую роль для маленького исполнителя здесь необходимо учитывать многие критерии. Это и широта диапазона юного певца, уровень развития музыкальности и эмоциональности, музыкальную память, степень развития музыкального слуха и стабильности меторо-ритмческих ощущений. Наконец, общее развитие ребенка – его интеллектуальный и эмоциональный уровень. Безусловно, музыкальное произведение должно быть «выигрышным», интересным, подвижного и веселого характера. Оно должно нравиться исполнителю, в противном случае ждать от маленького певца многого не придется, не будет заинтересованности – не будет результата.

3. Особо хочется остановиться на работе с воспитателями и родителями ребенка. Общая заинтересованность и нацеленность на результат всех участников процесса крайне важна. Все состоит из взаимосвязанных звеньев музыкальный руководитель - ребенок - воспитатель – родитель (на свое усмотрение можете выбрать свою последовательность, которая вам представляется более логичной). Обязательная беседа с воспитателями, а затем и с родителями. Цель – донести необходимость совместного и тесного творческого сотрудничества на благо ребенка, и неважно, если он вдруг не займет призовое место.

4. Разучивание музыкального произведения происходит в несколько этапов : а. Знакомство со словами текста, донесение и восприятия смысла текста, разбор строения вокального произведения;

б. Разучивание мелодии на определенный слог «ля», «да», «ди», «та» (с названием нот дети не могут разучить); в. Разучивание мелодии со словами; г. Разучивание мелодии со словами и движениями, если таковые будут использоваться; д. Закрепление выученного материала с последующей демонстрацией его на родительском собрании, например; е. Выступление непосредственно на конкурсе. Каждый этап может варьироваться, но как мне кажется это наиболее удобный и продуктивный алгоритм при подготовке к вокальному конкурсу.

5. И самый, на мой взгляд, важный в психологическом плане этап- это закрепление всех полученных положительных эмоций ребенка от момента начала разучивания до непосредственного выступления на конкурсе. Этот аспект зависит и от эмоционального климата в семье и, конечно же, от постоянного контакта воспитанника и его музыкального руководителя. Очень осторожно нужно оперировать таким понятием как «нацеленность на результат», а под «результатом» подразумевается исключительно призовое место, что не всегда бывает оправдано. Главное, что бы ребенок получал удовольствие от своего труда, стремления освоить, что то новое и от итоговых выступлений, тогда с уверенностью можно будет двигаться вперед и не беспокоиться, что у дошкольника пропадет всякое желание и петь и выступать.

Список используемой литературы:

1. Венгер, Л. А. Педагогика способностей – М. : Москва, 1973.

2. Ветлугина, Н. Музыкальный букварь М. : Музыка, 1989.

3. Емельянов, Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг /

Е. В. Емельянов – 5 издание –СПб Изд. «Лань» 2007.

4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М, 2008.

5. Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»- СПб. : Невская НОТА 2010.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. М. 1988.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Москва-Синтез, 2005.

8. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры». М, 2000.

Публикации по теме:

«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.

Фотоотчет подготовки к конкурсу по пожарной безопасностиФотоотчет подготовки к конкурсу по пожарной безопасности На муниципальном этапе краевого конкурса детского художественного творчества был объявлен конкурс "Служба спасения 01", посвещенного 26.

Фотоотчёт о Смотре строевой подготовкиФотоотчёт о Смотре строевой подготовки 21 февраля у нас в детском саду проходил Смотр строевой подготовки, посвящённый Дню Защитника Отечества. Наша группа выступала в команде.

Фотоотчет подготовки и проведения праздника 23 февраляФотоотчет подготовки и проведения праздника 23 февраля Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о подготовке и проведении праздника ко Дню Защитника Отечества!. Подготовка к.

Фотоотчёт «Неделя подготовки к Пасхе»Фотоотчёт «Неделя подготовки к Пасхе» Здравствуйте уважаемые коллеги - гости моей странички! Тоже хочу показать как моя группа "Дружная семейка" готовилась к Светлому празднику.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Тест по истории России для подготовки к ЕГЭ История Культура с древнейших времён до XXI века ЕГЭ Вариант 1 1. Установите соответствие между событиями культурной жизни и их участниками:.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 17:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы подготовки дошкольника к вокальному конкурсу» (включая файлы) размещена пользователем Сафронова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД