Лариса Шевелева
Эссе «Моя формула успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя формула успеха»
Я – учитель-логопед.
Логопед - это педагог, воспитатель, учитель, психолог. Кажется, что в профессии логопеда все просто и понятно. Он должен научить детей говорить правильно и грамотно, помочь им исправить недостатки звукопроизношения. Выбирая эту профессию, я не воображала, что смогу открыть в ней необычную грань.
Публикация «Эссе „Моя формула успеха“» размещена в разделах
Логопедия – в переводе с греческого «логос» - слово, «педия» - воспитание. Играя и занимаясь со своими дошколятами, вслушиваясь в их речь, я уловила их восторженные, неповторимые взгяды на окружающий мир. Понимаю и осознаю, что в их речи отражается необычный, удивительный, раскрашенный во все цвета радуги, мир. Он – радостный и волшебный, то вдруг становится грустный и печальный. Малыши сочиняют удивительные истории, наполненные «речевыми узорами». Я приглашаю всех взрослых, давайте вместе заглянем в этот увлекательный мир, вспомним что-то такое близкое и родное из своего далёкого детства. И пусть ребёнок станет ещё ближе и роднее. Моя задача, как логопеда, сохранить речевую индивидуальность, неповторимость каждого ребенк. Помочь им самим раскрыть, познать и полюбить все тонкости, многогранности и красочность родного языка.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Мои принципы в работе с детьми:
- Уважать ребенка как личность.
- Быть для ребенка другом и помощником.
- Искать, находить и раскрывать в ребенке его лучшие стороны, воспитывать его значимым для окружающих.
Мой девиз:«Слушать и слышать маленького Человека!»
Логопед – «логос», в переводе с греческого «слово». Слово – это речь. Речь
– это особый дар, главное богатство человека.
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Каждый звук – это сердцебиенье слова. Звуки рождают слова: образы, предметы, действия, описания, признаки. Мы слушаем их и слышим:
Вот летит красивый жук
И всем громко он жужжит – Ж – Ж – Ж!
А под ним ручей бежит
И всем весело журчит – Ж – Ж – Ж!
Ветерок проказник
Здесь шумит – Ш – Ш – Ш!
А листва в ответ
Шуршит – Ш – Ш – Ш!
Мы слышим эти звуки, голоса. Ярко, красочно представляем себе жука, ручейка, даже ветерка, которого никто никогда не видел. Ведем с ними оживленную беседу.
Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие для успешного развития ребенка. Ребенок, который владеет правильной устной речью, имеет хорошо развитый фонематический слух, при обучении в школе сможет правильно овладеть письменной речью. Основная задача учителей-логопедов помочь ребенку исправить ошибки звукопроизношения, научить различать фонемы, правильно произносить звуки. Нужно помочь ребенку закрепить этот звук в речи, но чтобы он не просто повторял слова с этим звуком, а видел, как звук живет в мире. Как он может изменить что-то, как наполняется его словарь. Как этот звук взаимодействует с другими звуками, как он может управлять словами. Деятельность учителей-логопедов намного шире: укрепление развивающихся возможностей речи, словообразование, оформление лексико-грамматической стороны речи, формирование умений называния, ассоциативных связей на слово, усвоение связной и фразовой речи, коммуникативных навыков и умений. Как это сделать? Необходимо предложить ребенку решить задачу, дать ему возможность размышлять, рассуждать. Мы не видим звуки, но можем их ощущать, когда произносим слово с нужным звуком. Ребенок использует слово, чтобы показать, как он решил задачу. В этом поможет игра. Ушинский К. Д. говорил, что «жизнь ребенка необходимо наполнить игрой, дать вволю наиграться». Особенно, если это не просто игра, а сказка. Погружая ребенка в сказку, мы помогаем ему стать уверенным, свободным. Дети, которые имели, имеют речевые проблемы, стесняются разговаривать на публику. Ребенку легко разговаривать, когда он примеряет на себя роль сказочного героя, его образ. В этом случае, стоит учитывать, кого будет играть малыш. Характер, поступки, привычки, внешний вид героя нужно передать словами, звуками, голосом. Здесь помогает просодическая сторона речи: интонация, темп, сила, высота, плавность речи. При взаимодействии всех характеристик звук может звучать по-разному, если где то малыш его неотчетливо произносит, то в данной ситуации звук звучит. Речь соединяем с движением рук, по мнению Сухомлинского В. А. «весь мир находится на кончиках пальцев рук». Человек научился разговаривать, когда его рука стала совершать тонкие движения пальцев рук. Так появилась мелкая моторика. Ладошка повторяет движения языка – это биоэнергопластика. Преимущества биоэнергопластики: оптимизирует психологическую базу речи. В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Слово соединяем с движением – сопряженная гимнастика. Для формирования и развития фонематического восприятия, фонематического слуха, умения слышать звуки, различать, дифференцировать их, разработано множество образовательных технологий, но все они должны взаимодействовать с игровыми технологиями. Помогает в этом пальчиковый театр, кукольный театр. Когда ребенок «проигрывает роль», он «отвечает» за жизнь героя. Концентрирует все свои речевые умения, навыки, чтобы помочь сказочному персонажу.
Вся деятельность детей связана с речью. Чтобы не делал ребенок, играл с любимой игрушкой, с друзьями, общался, трудился, он обязательно разговаривает. Речевое развитие – важнейшая составляющая в общении, познании, активной предметной деятельности дошкольников.
Успешная коррекционно-речевая работа не возможна без совместного взаимодействия с родителями и педагогами. Логопедическая школа, логопедическая гостиная «Звукоград» знакомят взрослых с инновационными методами в работе, с логопедическими придумками (игры, дидактические пособия). Взрослые вместе с детьми открывают и постигают тайны родного языка. Использование в работе «звуковых кубиков», «звуковых часов», «логодартс» и других пособий, позволяет коррекционный процесс сделать успешным, ярким, красочным, «волшебным», интересным для ребенка. Совместный интерес детей и взрослых стимулирует желание детей, развивать свои речевые, творческие способности. Включение взрослых в непрерывный процесс формирования и совершенствования общих образовательных и речевых навыков, необходимо, для создания гармоничного образовательного процесса, полноценного для развития детей и всесторонней подготовки к успешному обучению их в школе.
В моей работе с детьми мне помогает маленький человечек Звукоешка, который учится вместе с детьми правильно и грамотно разговаривать, сочинять стихи, петь песни, играть и дружить. Он благодарен ребятам, они благодарны ему. Коррекционно-речевая работа сложна, как ребенку, так и взрослым. Весь процесс нужно построить так, чтобы ребенок понимал, он не один у кого есть трудности с речью. Рядом взрослые, педагоги, родители, которые всегда ему помогут. От нас взрослых зависит, какие мы найдем и скажем малышу добрые, нужные слова, которые остановят его от совершения опасных поступков, помогут найти правильное решение в трудную минуту. Расцветут яркими цветами, вспорхнут бабочками в счастливые моменты, пусть даже самых крошечных, но очень важных него побед.
Важно помнить главную заповедь:«Не навредить ребенку!»