Екатерина Воронова
Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник
▼ Скачать + Заказать документы
Эпистемотека – технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник
Это особый ресурс, позволяющий работать со знаниями в насыщенной информационной среде, это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем.
Происхождение слова «эпистемотека» связано с древнегреческим словом «эпистеме», что означает знание.
Эпистемотека позволяет :
1. Организовывать коллективное мышление детей, направленное на получение нового знания,
2. Учить их ставить и решать проблемы,
3. Учить работать в команде, в коллективе.
Публикация «Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник» размещена в разделах
Мыследеятельностная педагогика представляет собой целостную образовательную практику, которая предполагает изменение деятельности педагогов и образовательной деятельности дошкольников.
В настоящее время недостаточно быть хорошим исполнителем для того, чтобы быть успешным сейчас и в будущем, человек должен быть деятелем, самостоятельно строящим и реализующим замысел. Требуется строить содержательную коммуникацию, удерживать предмет коммуникации, выделять позиции собеседника. Просто информированным человеком в будущем быть недостаточно, человек должен понимать информацию и относиться к ней критично.
Современный человек достаточно ограничен рамками собственного опыта и имеющихся знаний, что мешает ему порождать нечто новое, поэтому, в человеке будущего необходимо формировать способность воображения.
Над этим необходимо работать с раннего возраста и развивать способности ребенка.
Благодатным материалом, способствующим развитию образности речи дошкольников, являются загадки. Они обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Особое значение загадка имеет для развития мышления ребенка. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – своеобразный тренажер для детского ума. Она приучает к размышлениям и доказательствам. Учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления, таким образом, развивает способности у ребенка.
Загадка способствует развитию речи и образного мышления, дает ребенку представление о том, что об одном и том же предмете можно сказать по - разному.
В традиционной работе с загадкой отыскивается один единственный правильный вариант отгадки. Однако, есть загадки, при отгадывании которых можно вывести детей ни на один единственный вариант отгадки, а на несколько отгадок, в зависимости от идеи, заложенной в варианте отгадки.
Технология работы с загадками, имеющими несколько отгадок состоит из нескольких этапов:
I этап: это знакомство детей с загадкой.
Самостоятельное отгадывание (дети выделяют свойства, признаки, устанавливают взаимосвязи, подбирая отгадку).
II этап: это обсуждение результатов самостоятельной работы.
Дошкольники выявляют трудности (противоречия, заложенного в загадке;
III этап: обсуждение способа проверки отгадки (что используем при проверке);
IV этап: Фиксация неизменяемых условий, заложенных в загадке;
V этап: Проверка отгадок на соблюдение условий и реальность.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что суть задачной формы организации образовательного процесса заключается в создании педагогом такой ситуации, в которой у детей происходит «сбой» - не хватает имеющихся знаний для решения задачи, а затем, дошкольники, осознав эту недостаточность, пытаются найти пути решения, добыть новое знание, открыть новый способ решения.
Из предложенных загадок можно попробовать создать банк идей, в котором будут находиться все предложенные варианты ответов с доказательствами.
1. Иду, иду.
Конца не найду. (Земля, круг и т. д.)
2. Где вода столбом стоит? (В колодце, водопад и т. д.)
3. Живой мертвого бьет.
Мертвый во всю мочь орет. (Колокол, барабан, металлофон и т. д.)
Тем самым в эпистемотеке можно включиться в обсуждение любой из представленных проблем, добавить тему исследования и сделать открытие.
Эпистемические техники - любая работа со знанием, подразумевающая повышение его эффективности. Отличительным признаком эпистемотеки является то, что она применяется к уже имеющемуся знанию и направлена на повышение эффективности применения этого знания.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.