Елена Тимофеева
Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада».
1. Актуальность проблемы.
В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Пункт 3.2.5 этого документа гласит - «условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через :
• непосредственное общение с каждым ребёнком;
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям»
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.
Различаются 3 степени адаптации : легкая, средняя и тяжелая.
Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации и обеспечение эмоционального благополучия ребенка в этот период.
2. Взаимодействие участников образовательных отношений.
В адаптационный период работа осуществляется следующими специалистами.
1. Педагог-психолог
• Обеспечивает формирование индивидуального пакета документов на каждого ребенка : общих сведений о семье (социальный срез, уровень педагогической компетентности, стиль семейного воспитания, анкетирование, медицинских показателей (анамнез, адаптационный лист.
• Организует консультации для родителей по следующим вопросам:
- особенности развития детей раннего возраста;
- режим как основа жизнедеятельности ребенка;
- особенности эмоционального развития детей раннего возраста;
- критерии готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
2. Воспитатель
• Обеспечивает непосредственное выполнение программных задач, организуя взаимодействие с детьми.
• Ведет просветительскую работу с семьей по вопросам воспитания и обучения детей.
3. Музыкальный руководитель
• Организует работу по музыкальному воспитанию детей.
• Обеспечивает развитие детского восприятия, двигательной сферы.
• Развивает эмоциональную сферу детей, создавая положительный эмоциональный фон.
• Организовывает музыкальные праздники.
4. Инструктор по физической культуре.
• Проводит физкультурные занятия.
• Организует спортивные досуги.
• Ведет просветительскую работу с семьей по вопросам воспитания и обучения детей.
3. Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального фона в группе в период адаптации :
1. Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных (не бить кого-либо, не ломать).
2. Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий.
3. Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».
4. Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций.
5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма.
6. Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка.
7. Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям.
8. Постоянное внимание по всем аффективным проявлениям ребенка.
9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.
Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Педагог учит их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. Воспитатель взаимодействует с ребенком в игре.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого подобрана картотека разнообразных видов игр: сюжетные; пальчиковые игры; игры с дидактическими игрушками; игры – забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др. Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.
В адаптационный период фронтальные формы работы с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам. Но даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.
Работа педагога в адаптационный период строится по нескольким направлениям:
• В направлении «Играем и строим» отражается совместная деятельность детей с воспитателем по конструированию из пластмассового и деревянного конструкторов, а также конструирование из мягких модулей.
• Направление «Формируем эмоциональную отзывчивость». Оказывает положительный эффект чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни. Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов.
• В направлении работы «Развиваем движения» педагог подбирает игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры. В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.
Рассматривание игрушек, книжек, картинок; наблюдение за объектом природы также вызывает у детей положительные эмоции.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Положительные эмоции у детей вызывает рисование пальчиками и ладошками вместе с педагогом. Также для ребенка не только и не столько важно художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному педагогу цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка : тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
В процессе адаптации ребенка также используют такие формы и способы как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не надо забывать, что отдельный вид деятельности будет организовывать с каждым ребенком в течение дня. С Машей мы рассмотрим картинки в книге с утра, а с Ваней (у него короткий дневной сон) после сна, когда все дети спят, а малыш нуждается в вашем внимании.
Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. В этом помогает разработанный перспективный план на период адаптации.
Также подобраны картотеки:
• - Игр
• - Художественного слова
• - Дыхательной гимнастики
• - Упражнений на релаксацию;
• Собран музыкальный материал.
4. Формы работы с родителями в период адаптации.
Проявление нехарактерных, невротических симптомов у ребенка тревожит и пугает родителей. Они же отдают малыша в «чужие руки» и не знают, что с ним происходит в течение дня. Без тесной связи с родителями практически невозможно добиться каких-то положительных результатов.
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:
I. До посещения детского сада :
1. Консультация заведующего детского сада.
2. Цель: информирование о работе детского сада и группы.
3. Консультация медицинских работников. Цель: информирование о требованиях к посещению детского сада.
4. Знакомство с воспитателями группы, экскурсия по группе. Цель: положительный настрой родителей на посещение детского сада, снятие тревожности, информирование о работе группы.
5. Родительское собрание - практикум для родителей, которые только собираются привести своих малышей в детский сад. Собрание рекомендуется проводить в июне. На собрании воспитатели рассказывают родителям о периоде адаптации (просто и доступно, дают практические советы, как подготовить ребенка к дошкольному учреждению, как сделать момент расставания наиболее безболезненным, приводят примеры из опыта работы, просят родителей набраться терпения на период адаптации (часто именно у взрослых не хватает выдержки и сил, предлагают приблизить домашний распорядок к распорядку детского сада, просят не пугать детей детским садом и воспитателями и многое другое.
6. Консультация психолога «Как помочь ребенку в период адаптации». Цель: психологическое просвещение родителей.
7. Прогулочные группы. Цель: познакомить родителей и ребенка с воспитателями, детьми, другими родителями.
8. Альбом для ребенка «Наша группа». Цель: познакомить ребенка с группой, предстоящим образом жизни.
9. Анкетирование родителей «Расскажите о своем ребенке». Цель: узнать индивидуальные особенности ребенка и особенности семейного воспитания.
10. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». Цель: изучение особенностей семьи.
11. Альбом «Моя семья». Цель: создание способа облегчения адаптации ребенка. Использование в дальнейших занятиях по социальному развитию.
При составлении графика поступления в группу учитывается пожелания родителей. В первые дни пребывания ребенка в детском саду родителям рекомендуется оставлять ребенка на небольшой промежуток времени (не более двух часов).
II.Начало посещения детского сада.
Цель: облегчить адаптацию ребенка, снизить тревожность родителей.
1. Консультации педагога - психолога для родителей.
2. Консультации воспитателей для родителей.
3. Оформление информационных уголков для родителей.
4. Дни открытых дверей - являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Свободное посещение родителями детского сада.
5. Включение родителей в педагогический процесс (совместные физкультурные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах и т. д.)
5. Заключение.
Основная задача создания эмоционального благополучия детей в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.