Лучший педагог года

Элементарные игровые действия детей раннего возраста

Морис Светлана Юрьевна
Элементарные игровые действия детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В работе с детьми раннего возраста игры являются отправной точкой для развития малышей. Поэтому перед воспитателем стоит основная задача принимать участие в этом и предоставлять все необходимое для этих самых игр и экспериментов.

Главная идея развития элементарных игровых действий заключается в том, чтобы сделать ребенка активным действующим лицом своего обучения и позволить ему проявить себя настолько хорошо, насколько это возможно в той роли, которую ему дала природа.

Публикация «Элементарные игровые действия детей раннего возраста» размещена в разделах

Важная задача сопровождающего ребенка взрослого — делать возможным осуществление детских идей, предоставляя им материал, изменяя пространство, предлагая игровые идеи. Воспитатель берет на себя роль опытного участника игр и экспериментов, который знает все, но тем не менее, с радостью принимает участие в совместных играх вместе с детьми.

Группа детей от 1,5 лет до 3 лет.

1. Игровое действие «Что такое равновесие и как его найти?»

Дети прошедшие успешную адаптацию, уже освоились в пространстве группы и с интересом находят себе занятие по душе. Предложила покачаться на лошадках-качелях Ярославу и Ксюше. Вначале ребята, с опаской присаживались на нее, затем ставили правильно ножки и я, помогая им, раскачивала лошадку сама. При этом использовала чтение стихотворения А. Барто

«У меня живет лошадка,

Я сама ее пасу,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости»

В следующий раз использовала потешку:

«Ай качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи

Стали гули ворковать,

Стали гули хлопотать,

Залетали в уголок,

Зажигали огонек»

Таким образом старалась формировать положительное отношение к малознакомым качелям. В следующий раз малыши уже самостоятельно присаживались на качелю-лошадку и сами уже находили способ раскачать ее без моей помощи. Теперь это их любимые развлечения, где они умеют сохранять равновесие всем телом. Моя страховка здесь уже не требуется.

Самостоятельно дети освоили прыжки на единороге и ослике, мягких, надувных игрушках. Держась за ушки, они, сохраняя равновесие всем телом, с большим удовольствием делают подпрыгивания и продвижение вперед. Здесь они сами проявили инициативу и самостоятельность. Ксюша, даже пытается сидя на ослике «Позвонить маме по телефону», тем самым демонстрируя свое устойчивое положение тела.

В следующий раз предложила детям походить по мягкой дорожке, с препятствиями. Сделала показ, как надо перешагивать через них. Ребятам вначале было сложно перешагнуть, они наступали на препятствия. Но затем, стараясь сохранить равновесие, у Максима (1,5 г.) все получилось. При ходьбе через препятствия старалась подстраховывать детей, даже брать за руку, чтобы они научились сохранять равновесие.

Ксюша и Дарина решили проявить инициативу и обыграли этот процесс с игрушками. Дарина с куклой, а Ксюша с кошечкой.

Перешагивая через мягкий модуль, предложенный мной, Ксюша долго наступала на него, но потом у нее получилось сохранить равновесие и перешагнуть и через это препятствие.

При строительстве башни из предложенных мной, мягких кубиков, Вова (2г., имея опыт строительства, старается ставить кубик на кубик ровно, чтобы они не упали и сохранили при этом равновесие. У Димы не получалось построить высокую башню, кубики все время падали, да и картинки на них его отвлекали. Он пытался их рассмотреть и назвать знакомые предметы на них. Показала ему как надо правильно ставить кубик на кубик ровно, чтобы каждый верхний уголок кубика вставал на нижний уголок. Совместная постройка башни удалась.

Предложила детям игру в «Центре воды и песка» Нужно было «Посадить цветочки на клумбе» (пластмассовые, воткнув их стеблем в песок. Показала, как это надо делать. У Ани падал цветок 2 раза, пока она самостоятельно не догадалась воткнуть его поглубже и подсыпав песок к стебельку руками. Таким образом девочка пришла к самостоятельному решению, что можно цветочки уравновесить, воткнув их поглубже в песок и тогда они будут «тянуться к солнышку» Затем, Гордей (2,5 г., проявив инициативу, стал втыкать карандаши, стоящие рядом в баночке, в песок и делать из них забор.

Во время игры с песком следила, чтобы дети не попали песком в глаза и не брали его в рот.

Показала Максиму как надо ставить баночки из-под йогурта друг на друга, сооружая из них башню. Он тут же повторил мои действия и построил свою башню из баночек, что вызвало у него восторг и желание все предметы на игровой кухне ставить друг на друга, кружечки, баночки, сооружая из них башню. Но он выяснил, что не все предметы устойчиво стоят друг на друге и падают.

2. Игровое действие «Почему вещи падают?»

Малышам очень интересно это явление – падение вещей. Дима (2г.) все время высыпал кубики из коробки на стол, а потом одним махом сметал их на пол. Вначале это очень огорчало меня, и я просила Диму собрать все кубики, помогала ему в этом. Говорила, что кубики хотят опять в свой домик – в коробку. Но через какое-то время Дима опять повторял свой эксперимент, пока я не поняла, что таким образом, он исследует падение кубиков. Ему нравился звук падения, нравилось, как они рассыпаются по полу. Это был восторг, радость от их падения! Затем у него постепенно угас к этому интерес, потому что нужно было все собирать на место, да и прежнее любопытство уже было удовлетворено. При этом объясняла, что кубики на полу мешают ребятам играть, катать машинки. Об них можно споткнуться и упасть.

Играя в мяч с малышами, использовала стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Ребят просила подпрыгивать вместе с мячом. Не все малыши умеют подпрыгивать. Поэтому использовала потешку: «Чики, чики, чикалочки, едет Ваня на палочке, а Дуняша в тележке, щелкает орешки». Брала малыша за пальчики и стимулировала на прыжки вверх.

Сделала на ленточках подвесные погремушки, для подпрыгивания вверх «Достань погремушку» Малыши научились подпрыгивать вверх. Выяснили для себя, что, подпрыгивая, они всегда возвращаются вниз на пол.

Наблюдение за мыльными пузырями вызывают неподдельный восторг у малышей. Их желание поймать пузырь вызывает радость. Но тут присутствует опасность попадания мыльного раствора в глаза. Малыши делаю для себя самостоятельные выводы, что все пузыри падают на пол и лопаются, а некоторые лопаются в воздухе. И то, что они вначале летят вперед или вверх, когда на них дуют, а потом обязательно вниз на пол.

Сделала самолетик из бумаги и запустила в группе. Объяснила, что самолет летает и приземляется плавно вниз. Показало перышко и его плавное падение вниз. Тем самым, дети узнали, что предметы могут летать и обязательно приземляются вниз, на пол.

Максим (1,5 г., очень любит наблюдать за водой, текущей из крана. Ему нравиться, как она течет вниз в слив в раковине. Он любит с ней поиграть, побрызгать. При этом стараюсь, чтобы рукава Максима были закатаны повыше, ну а мокрые футболки и рубашки сразу же меняем. Объясняю, что водичка мокрая и в мокрой футболке ходить неприятно. Чтобы удовлетворить интерес ребят к воде, проводим эксперименты в «Центре воды и песка», одеваем непромокаемые фартуки и запускаем уточек в пруд с водой, исследуем предметы «тонет – не тонет» (камушек тонет, пластмассовая уточка нет, плавает)

Дима принес маленькую металлическую машинку и бросил ее в емкость с водой и выяснил, что она тонет. Объяснила, что она сделана из металла, а от тяжелый, поэтому машинка утонула. Камешек тяжелый и тоже утонул.

Максим, сидит на стуле, держит машинку в руках. Машинка упала из рук на ковер. Он говорит «па» - упала и повторят несколько раз этот эксперимент. Ему нравится каждый раз узнавать, что предмет падает на пол.

Предложила детям сделать высокую башню из крупных мягких модулей. Показала, как это делать. Построив высокую башню, ребята увидели, что она упала. Это вызвало восторг! Ребята для себя выяснили, чем выше башня, тем больше вероятность ее падения., т. к. очень сложно сохранить равновесие предметов, поставленных друг на друга.

На дидактическом столе предложила прокатить мячик с горки, мяч скатился в отверстие и упал в коробку. В этот период закрепляем цвет шарика, называю форму круглый, красный шарик и т. д. Ребята придумали и пытаются скатывать игрушки с горки в отверстие. Здесь выясняется, что крупные игрушки не проходят в отверстие, а некоторые не хотят съезжать с горки, т. к отсутствует скольжение. Но то, что мячи хорошо катятся с горки и попадают в отверстие они уже усвоили. Но Максим идет дальше и начинает мячи из коробки бросать на пол и радоваться своему эксперименту. Собирать их он конечно не хочет. Собираем вместе и ребята помогают.

Таким образом ребята не ограничены в своих исследованиях и в элементарных игровых действиях, но стараюсь всегда быть рядом, если надо помочь или показать, как надо правильно делать, не подавляя при этом инициативы, творчества и самостоятельности. Вношу много новых игрушек, предметов, регулярно меняя их состав и количество, чем стимулирую их игровую деятельность, познавательный интерес и активность.

3. Игровое действие «Где прячутся вещи?»

Играя с Лешей в «Прятки», спрашиваю: «Где Леша?» Леша (2 г.) прячется за занавеску, и выглядывая говорит: «Ку-ку»

Таким образом малыш принимает правила игры и прячется за занавеску.

Максима (1,5 г.) попросила спрятать игрушечную кукурузу, он прячет ее в баночку из-под йогурта и закрывает крышкой. Катя берет кукурузу и прячет ее в сумочку, продолжая игру. Далее малыши начинают прятать игрушечные овощи, мелкие предметы в баночки, сумочки, корзинку.

Максим, заглядывает в шкафчик трюмо и находит там книжку, долго ее рассматривает.

Заглядывая в кукольный шифоньер, Максим сам там прячется и ждет, когда его найдут. Слежу, чтобы его поскорее нашли дети, приговаривая «Где наш Максимка? Вот он где спрятался!»

Предлагаю детям найти зайку, который спрятался в группе. Вместе с ребятами ищем зайку, обходя все пространство группы. Заглядываем в каждый уголок, приговариваю «Тут нет зайки. Где же зайка?» Находим его на диванчике в уголке уединения.

Прошу детей найти машинку, после долгих совместных поисков и наводящих вопросов, и подсказок «Может она спряталась в коробке? А может она спряталась в шкафу?» и т. п., малыши находят машинку в шкафу.

Таким образом малыши, путешествуя по группе, исследуют пространство группы и свое положение в ней, а также положение предметов в пространстве.

Это способствует хорошей ориентировке в пространстве и зрительной концентрации внимания, развивает память, слуховое внимание и мышление.

Предлагаю Кате (3 г.) нарядиться в платок и сарафан, девочка охотно нарядилась, тут же Дарина (2 г.) и Дима (2 г.) тоже начали выбирать себе наряды из уголка ряженья и пытаться надеть на себя вещи (юбочки, косыночки и др.) Но у них еще нет навыка одевания одежды, помогаю им одеть, дети смотрятся на себя в зеркале, испытывая радость и желание надевать на себя вещи, таким образом, стимулировала их желание к самостоятельному одеванию и раздеванию.

Постоянно вношу игру «Вкладыши» с изображениями по разным тематикам «Транспорт», «Животные», «Овощи», «Фрукты» и др. Детям нужно найти Мишкин домик или домик для машинки, место огурчика или «Где живет яблочко?», примеряя фигурки и вкладывая их в нужный пазл. Вначале у малышей плохо получалось, помогала найти нужное место для вкладывания фигурки. Теперь малыши делают это самостоятельно, иногда помогаю им в этой игре. Эта игра развивает глазомер, внимание, мышление, память.

Постоянно прошу после игры убирать игрушки на место, помогая малышам. Ребята знают место машинок, кукол, настольных игр, других игрушек. Объясняю, что у каждой игрушки есть свой домик, где она живет. А настольные игры, такие как «Мозаика», «Конструктор», «Вкладыши» и др. живут у нас на полочках шкафа.

Так дети учатся тому, что все вещи имеют свое место!

Играя в «Центре воды и песка», прячу ракушку в песке. Ярослав находит первый ракушку и кричит «Нашел!» Игра повторяется много раз, пока все дети не найдут свою ракушку. Гордей берет ситечко и просеивая песок, находит свою ракушку, проявляя инициативу. Слежу, чтобы дети не обсыпались песком и не брали его в рот. После игры моем руки с мылом.

При рисовании красками «Дороги» малыши рисовали коричневые линии на листе бумаги, а когда мыли кисточку в баночке с водой вдруг обнаружилось, что кисточка стала чистая, а водичка грязная. Объяснила, что краска с кисточки спряталась в водичке и поэтому водичка стала грязная, а кисточка чистая. Грязную водичку мы выльем, а чистые кисточки поставим сушить.

Малыши любят прятаться и прятать игрушки, предметы, переживая при этом волнующие моменты, испытывая радость от приобретенного опыта!

Из чего сделаны вещи?

ЭТО ТАК ИНТЕРЕСНО!

Что-то падает и гремит, что-то летит без звука, а что-то такое мягкое, теплое и пушистое. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок пробует разные игрушки и вещи на ощупь, берет их в рот, прикасается нечаянно и берет в ручки осмысленно. Через вещи, игрушки и предметы, через звуки, которые они издают, через то из чего они сделаны малыши познают окружающий мир! Можно сказать, что окружающий мир дети познают в первую очередь через предметы!

ОПЫТ

Первые игрушки малыша (погремушки и др., как правило, сделаны из пластмассовых или прорезиненных материалов.

Конечно же малыш не знает из чего сделаны игрушки, вещи и предметы, он узнает об этом позже. Но все материалы так или иначе уже присутствую в его жизни. И мягкая пеленка, которую он тянет в рот и мамина теплая рука, нежно прикасающаяся к нему и деревянный кубик, из которого он будет делать свои первые постройки.

ГДЕ И КОГДА МОЖНО НАБЛЮДАТЬ?

• Когда ребенок берет в рот и пытается погрызть игрушку.

• Когда ребенок укрывается мягким одеялом.

• Когда малыш берет в руки мягкую, пушистую игрушку и прижимает ее к себе.

• Когда ребенок стучит ложкой по металлической кастрюле, извлекая звук металлических предметов.

• Кидает на пол кубики со стола, слушая стук деревянных предметов об пол.

• Во время купания с резиновыми игрушками, узнает о их плавающих свойствах.

• Размазывая кашу по столу, узнает, что мягкая каша хорошо скользит по твердому столу.

• Держа в одной руке пластмассовую машинку, а в другой металлическую, он неосознанно узнает, что они разные по весу.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

• Некоторые мелкие предметы для исследования могут оказаться во рту ребенка, что опасно для его здоровья.

• Ребенок может бросить игрушку в других детей, исследуя ее летающие свойства.

• Ребенок бросает игрушки на пол, изучая их звуки при падении, тем самым наводя беспорядок.

• Следить, чтобы размазанная каша на столе или на стенах, вновь не оказалась во рту у малыша.

ЭТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ

Кубики деревянные и мягкие.

Предложить детям построить башню из мягких и деревянных кубиков на полу. Здесь ребенок сравнит их и повесу и по тому, какие они на ощупь. Можно строить из всех одновременно, чередуя.

Чудесный мешочек.

Ребята на ощупь по форме предметов определяют овощи (огурчик, помидор, чашки, ложки, и другие предметы, которые находятся в мешочке.

Рисуем пальчиками.

Малышам очень нравиться использовать специальные краски для рисования пальчиками. При этом они узнают свойства краски, особенности бумаги на которой они рисуют, узнают разнообразие цветов красок. Можно подвесить рулон обоев обратной стороной на стену и дать малышу возможность рисовать на нем.

Металлофон.

Малыши любят извлекать звуки из разных предметов. Играя с металлофоном, они узнают звуки металлических предметов.

Уголок ряженья.

Малыши очень любят наряжаться, тем самым узнают, что есть меховые жилетки и тканевые юбочки и шелковы платки, исследуя их на ощупь и определяя на глаз.

В ДЕЙСТВИИ

Прокати мяч.

Малыши катают резиновый мяч друг другу, сидя напротив на ковре и широко расставив ноги. Узнают качество мяча, он упругий, круглый, может катиться, сделан из упругого на ощупь и гладкого материала – резины.

Попрыгай как мячик.

Используя художественное слово:

«Мой веселый звонкий мяч,

ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой,

не угнаться за тобой»

Предлагаю малышам попрыгать как мячики, сама отбиваю резиновый мяч об пол. Здесь малыши узнают, что резиновый мяч при ударе об него сверху ладонью, подпрыгивает на месте.

Догони мяч.

Предложить малышу догнать синий, красный, желтый, зеленый пластмассовый мяч. Здесь мы изучаем цвета и материал из чего он сделан. Отмечаем, что в отличии от резинового мяча он не подпрыгивает.

Перевозка кубиков грузовике.

Предложить ребенку перевезти деревянные кубики из одного места в другое, в грузовике для постройки дома. Здесь ребенок учится координировать свои действия с предметами, складывать кубики аккуратно друг на друга в грузовик и перевозить их, не рассыпав по дороге.

ВОПРОСЫ К МИРУ

• Из чего сделаны облака?

• Как будет звучать кошка, когда ее потянешь за хвост?

• Что такое вода?

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки»Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки» В последнее время уровень речевого развития детей в детских садиках заметно снизился, так говорит статистика. Родители стали мало говорить.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Элементарные игровые действия детей раннего возраста
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарные игровые действия детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Морис Светлана Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД