Сергеева Елена
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. А особенно ребенок- дошкольник :
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Ребенок усваивает все прочно надолго, когда видит, слышит и делает все сам. При активном действии в процессе познания ребенка действуют все органы чувств. А учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют, тем лучше человек запоминает, ощущает, понимает, закрепляет изученный материал. Отсюда следует, что чем больше ребенок наблюдает, трогает, слушает, рассуждает, активно участвует в образовательном процессе, у него быстрее развиваются познавательные способности и повышается познавательная активность.
Публикация «Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а эксперимент, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года- практически единственном.
Процесс познания – творческий процесс, и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.
Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем также следующие методы при проведении опытов и экспериментов.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач, в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы:
рассказы воспитателя (основная задача – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях);
рассказы детей (совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей);
беседы (уточнение, коррекция знаний, их обобщение и систематизация).
Эксперименты бывают :
- индивидуальные или групповые;
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть :
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на :
- демонстрационные;
- фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Подводя итог, хочется сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы сможем развить у детей изобретательность, творческую активность. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Литература.
1. Артемова Л. В. Окружающий мир дошкольников. - М., Просвещение, 1992г.
2. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4.