Ирина Куклина
Экспериментально-исследовательская деятельность — одно из средств развития познавательных способностей дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Детский сад № 39»
Сценарий педагогического совета
«Экспериментально-исследовательская деятельность – одно из средств развития познавательных способностей дошкольников»
Автор-составитель:
Куклина И. В.
старший воспитатель
МБДОУ «ДС №39»
Сценарий педагогического совета
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность — одно из средств развития познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
«Экспериментально-исследовательская деятельность – одно из средств развития познавательных способностей дошкольников»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня педагогический совет пройдет в форме устного журнала, название которого «Экспериментально-исследовательская деятельность – одно из средств развития познавательных способностей дошкольников».
Страницы журнала
1. Мотивационная - (заведующий).
2. Информационная - (старший воспитатель).
3. Практическая - опыт работы педагогов по познавательно-исследовательской деятельности, презентация работы творческой группы «Поиск», творческое задание.
1 страница «Мотивационная»
Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»
Чтобы перейти к более сложной части, предлагаю педагогам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
-Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
-Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?
-Следующее задание: «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).
«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
«Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело.)
• Выполнение решения предыдущего педсовета
1. Заведующий
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность.
В условиях быстро меняющейся жизни, принятия закона «Об образовании в РФ», введения ФГОС ДО, от ребёнка-дошкольника сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Предложила заслушать старшего воспитателя, которая представит информацию по итогам тематического контроля, тем самым откроет следующую страницу нашего журнала «Информационная».
Уважаемые коллеги, мы переходим с вами к обсуждению тематического контроля. Определим с вами реалии и факты.
1. Создание условий для развития познавательных интересов и способностей воспитанников.
Выступление по группам
Факты:
Педагоги создают зоны активности познавательно-исследовательской деятельности детей, но эта деятельность в основном носит подгрупповой характер и проходит под руководством педагога. В процессе наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению.
В самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.
Средняя оценка развивающей среды в аспекте обозначенной темы - 2,9 баллов (96,6%).
1. Качество планирования
Выступление педагогов
Факт:
В минимальной степени присутствует деятельность познавательно-исследовательского характера. Недостаточно включается в план исследовательская деятельность в природе, не планируется самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.
Средняя оценка педагогами плановой документации в аспекте обозначенной темы - 2 балла (67,7%)
3. Анализ профессиональных умений
Обозначьте свои сильные стороны
- знание возрастных особенностей воспитанников
- овладение новыми технологиями
Факт
Низкий % (2 педагога) самообразования в системе развития познавательных способностей и интересов дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Таким образом, средний показатель ответов, адекватных предполагаемым, составляет 2,6 балла -77,7%.
4. Оценка педагогических действий
Выскажите свое мнение, как прошли открытые НОД, положительные и отрицательные моменты
- отмечается партнерская форма взаимодействия с детьми: взрослый-партнер, рядом с детьми;
-свободное общение детей;
-включенность воспитателя в экспериментальную деятельность наравне с детьми.
Организация образовательного процесса преимущественно осуществляется на основе ведущих видов детской деятельности, среди которых наиболее активно используется игра и познавательно-исследовательская деятельность.
Факт:
Отмечается недостаточный переход педагогов от модели учебно-дисциплинарного управления детской деятельностью к партнерскому субъект-субъектному взаимодействии (все идет от педагога).
Таким образом, средний показатель составляет 2 балла -67%.
5. Следующий вопрос – Эффективность взаимодействия с семьями воспитанников.
Давайте вспомним, в чем мы преуспели в данном вопросе.
Факт:
Низкая степень эффективности системы педагогического просвещения и взаимодействия с родителями по проблеме развития познавательных способностей и интересов дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Уважаемые коллеги, сейчас по обозначенным проблемам мы попытаемся найти ресурсы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Консультант»
На выбор разноцветные листы с обозначенными проблемами.
Лист должен вернуться к первоначальным игрокам, которые выбирают наиболее актуальные ресурсы и озвучивают их.
3 страница
А сейчас я предлагаю педагогам поделиться своими методическими находками по развитию познавательных интересов и способностей воспитанников.
Слово предоставляется руководителю творческой группы «Поиск.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, а это участие в различных исследовательских проектах).
Я предлагаю вам попробовать разработать проект в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Рефлексия «Ваш выбор»
Выбрать одну фразу:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что….
3. Теперь я могу…
4. Я приобрела….
5. Меня удивило….
6. Я не согласна…
7. Хотела бы предложить….
8. Мне захотелось…
9. Сегодня я увидела…
• Выработка проекта решения
Решение педагогического совета:
1. Представить к награждению.
2. Продолжать исследовательскую деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС.
Срок исполнения: постоянно, ответственные – педагоги ДОУ;
3. Пополнить совместно с родителями мини-лабораторию для проведения простейших детских опытов.
Срок исполнения: постоянно, ответственные педагогические работники ДОУ.
- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!