Евгения Ипполитова
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Ход мастер-класса:
Слайд 2.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые педагоги, сегодня я хочу познакомить вас с особенностями организации детского экспериментирования.
Слайд 3. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»
Слайд 4. Так и мы, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», говорит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 5. Давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Опыты и эксперименты способствуют : формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; ребёнок учится делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 6. Изучив программу Ольги Витальевны Дыбиной «Ребёнок в мире поиска» использую её в организации детского экспериментирования.
Слайд 7. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений :
1. О материалах.
2. О взаимодействии веществ.
3. Об объектах неживой природы.
Слайд 8. При проведении экспериментов я придерживаюсь следующей структуры?
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Слайд 9. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности.
Слайд 10. Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная, шкода
Спокойства мишке не даёт,
А он ей всё прощает,
От досады чуть ли не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
Слайд 11. Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось знать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором.
Слайд 12. И Маша отправилась в путешествие. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.
Слайд 13. На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться мост ведь волшебный просто так не пройти.
Проведём эксперимент Опыт «Рекордный вес»
У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Положим на мост фигурку, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и положим фигурку - ура гармошка держит вес фигурки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)
Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага, сложенная гармошкой становиться прочнее.
Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.
Слайд 14. Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.
Слайд 15. Пока она шла, на небе появились тучи, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь?
-Давайте поможем Маше понять - откуда идет дождь?
Опыт «Тучка с дождём»
Для эксперимента понадобится :
1. Стакан (можно взять банку).
2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.
3. Вода.
4. Краска гуашевая (синяя или голубая).
5. Пипетка.
1. В стакан налить воду, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).
2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мусс (не очень плотно!
Покажите ребенку на этом примере, что:
прозрачная вода — это атмосфера, а пена — это облако!
Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды.
3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Слайд 16. Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой.
Слайд 17. Ей подарили мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла, и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт «Надувание мыльных пузырей»
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Ход: Опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Слайд 18. Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Слайд 19. Спасибо за внимание и участие. Удачных вам экспериментов!