Марина Аверьянова
Экскурсионная работа в мини-музее
▼ Скачать + Заказать документы
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяют подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
Публикация «Экскурсионная работа в мини-музее» размещена в разделах
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед, викторин, организация выставок.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
В экскурсионной работе необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы Экскурсионная работа– дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определё нным правилам :
Первое: к посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Второе: необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
• Наглядность.
• Доступность.
• Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей). Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения творческой активности у детей. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.,
Работа в мини-музее требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо и велика роль мини-музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей. Где ребенок приобретет познавательный интерес к «настоящему» музею.