Людмила Мельниченко
Проект «Экологический календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с задачами годового плана ДОУ по ознакомлению детей с экологической грамотностью мы начали работу над проектом «Экологический календарь». Мы ознакомились с темами экологического календаря, выбрали те темы, которые более актуальные для детей разновозрастной группы. Выбор темы «Экологический календарь» обусловлен пониманием педагогов и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте. В современной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к познанию окружающего мира, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека к природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Публикация «Проект „Экологический календарь“» размещена в разделах
Позвольте предложить Вашему вниманию некоторые наши разработки по проекту.
ктуальность
Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание возможности её охраны и восстановления, формирование экологически грамотного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Именно с дошкольного возраста закладываются позитивное отношение к природе. Как помочь научиться сочувствовать окружающей природе и заботиться о ней? Как развивать любовь к природе и стремление защищать её? Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.
Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект по теме : «Экологический календарь».
ктуальность
Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание возможности её охраны и восстановления, формирование экологически грамотного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Именно с дошкольного возраста закладываются позитивное отношение к природе. Как помочь научиться сочувствовать окружающей природе и заботиться о ней? Как развивать любовь к природе и стремление защищать её? Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.
Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект по теме : «Экологический календарь».
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 – 7 лет (разновозрастная группа)
Тип проекта : исследовательско – творческий, познавательно - речевой.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: (две недели).
Ожидаемые результаты:
будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
разовьется интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повысится экологическая культура родителей, появится понимание неОсуществление проекта проходило в три этапа:
I - этап организационно – подготовительный.
Определение темы, цели, задач проекта.
Диагностика объёма знаний детей об экологии и ее значении.
Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
Разработка тематического планирования мероприятий.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Результаты диагностики показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:1 место – игровой центр (40%)2 место – экологическая грамотность (24%)
3 место – центр изодеятельности (21%)4 место - чтение книг (15%)Таким образом, знания по экологической грамотности у детей не на высоком уровне.
Подбор пособий, материала по теме проекта.
Демонстрационный материал «Азбука безопасности на природе»
Детское лото «Зоопарк»
Игровой дидактический материал «Береги живое»
Лото «Азбука «Растения»
Лото «Животный мир»
Наглядно – дидактическое пособие «Деревья»
Обучающие карточки «Насекомые»
Обучающие карточки «Цветы»
Обучающие карточки «Домашние, дикие животные и птицы»
Плакаты: Времена года
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Консультация «Осень дарит витамины».
Беседы. «Осенние фантазии».
Развлечение «Кафе «Ромашка»»
Оформление фотоальбома (совместно с родителями).
Помощь родителей в подборке пословиц, поговорок, загадок.
Заучивание стихотворений с детьми.
Совместная работа родителей и детей.
Помощь в оборудовании и оснащении экологического уголка в группе.
Совместная экскурсия в лес «Сезонные изменения в природе»
Посадка цветников и огорода.
Разработка тематического планирования мероприятий.
НОД: «Мир природы», «Правила поведения в природе», «В гостях у Лесовичка», «Птицы – наши друзья» Презентация, «Домашние и дикие животные», «Растения рядом с нами», «От осени до лета», «В лес по заснеженной дорожке», «В гостях у Зимушки – зимы», «Просыпание природы»
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания», М Пришвин «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», Н Рубцов «У сгнившей лесной избушки», «В. Даль «Старик Годовик», «Синичкин календарь» и др.
Изобразительная деятельность: «Золотая осень», «Ветка рябины», «Комнатное растение», «Знаки по охране природы».
Наблюдение: «Растения на нашем участке», «Изменения в природе в разные времена года», «Посадка цветов на клумбе и уход за ними», «Наш любимый огород»…
II - этап практический
Беседы;
- дидактические, подвижные игры;
- продуктивная деятельность;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- прослушивание музыкальных произведений;
- прогулки, наблюдения;
- работы с лэпбуками;
- экспериментальная деятельность;
- чтение художественной литературы;
НОД по познавательно – исследовательской деятельности в разновозрастной группе на тему: «Вода – волшебница». Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Дидактическая игра: «Угадай, что я ем?». Цель: закрепить знания у детей, чем питаются зимующие птицы. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Мы сажаем огород» Цель: расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода и ухаживания за ним.
Дидактическая игра: «Назови где что растет?».
Цель: уточнить знания о растениях и овощах.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о насекомых, птицах, животных.
III- этап заключительный.
Оформление материалов проекта :
Выставка в раздевалке группы.
Агитационные листовки.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Подготовка презентации проекта.
Совместная деятельность детей и родителей: поделок из бросового материала.
Агитационные листовки.
Подборка книг и журналов, природоведческого характера помогают расширить экологическую грамотность и кругозор дошкольника.
Работа с родителями.
Беседа с родителями «Экологический календарь»- наш новый совместный проект.
Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению скворечников, рисунков о природе, мягких игрушек (животные).
Консультации для родителей на темы: «По дороге в детский сад…»(наблюдение за одеждой и сезонными работами людей, наблюдение за живой и неживой природой, природными, «Народные приметы - наблюдаем вместе с детьми».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали. Расширили кругозор. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой и не живой природе. Ребята стали делится полученной информацией с другими детьми.
Результаты проекта :
Проблема проекта была успешно решена путем изучения экологического календаря
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Таким образом, при системном, комплексном проведении работы были достигнуты намеченные цели:1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом. 2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы. 3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. 4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.
Всё хорошее в детях из детства!Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!