Кашина Елена Владимировна
Экономическое воспитание дошкольников посредством сказочных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономическое воспитание дошкольников посредством сказочных произведений»
Современное время все больше и больше подталкивает нас к изучению финансовых вопросов уже с раннего детства. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников посредством сказочных произведений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).
Существует несколько функций сказки :
• помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей
Работы О. И. Меньшиковой, Т. Л. Поповой, Л. В. Кнышовой, И. М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Работу в этом направлении мы предлагаем строить 2 аспектах:
1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские, что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях, что предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.
Также стоит обратить внимание на педагогические условия построения системы экономического воспитания старших дошкольников.
• использование сказки не только как средства «обучения» эко-номике, но и как средства развития личности;
• организация комплексной работы со сказкой;
• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
• Сказки, отражающие труд людей: «Крошечка-Хаврошечка», Морозко
• Сказки о потребностях и возможностях: «Иван – царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»
• Сказки о деньгах : «Муха-Цокотуха», «Огниво»
• Сказки о рекламе : «Как старик корову продавал», «Кот в сапогах»
• Сказки о купле – продаже : «Аленький цветочек», «Мальчик - с - пальчик»
• Сказки о бартере : «Мена», «Лисичка со скалочкой»
В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности детей.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Интересовались ли вы, а в чем, собственно, состоит урок?
Рассмотрим пример.
В сказке «Лисичка со скалочкой» раскрывается вся лисья сущность, а также способы и методы наживы. В эпоху Лисы люди честные и открытые становятся наивными жертвами обмана. А на первый план выходит получение наживы и обман любой ценой. Не это ли мы сейчас наблюдаем? "Умение жить" превозноситься, а честность, ответственность, семейные ценности и совесть не в почете. Но все же за своих детей, за свое будущее надо постоять.
Лиса же в конце сказки несет наказание, подставляя сама себя. Избавляясь от того, что ей мешает, она забывает о том, что «хвост» является ее частью.
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Высказывание педагога - психолога Ефима Ароновича Аркина, может быть лейтмотивом экономического развития дошкольников «Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья – это «реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут…» (Е. А. Аркин)