Шуанат Адзиева
Экология от А до Я
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад с. Мюрего»
Учебно-методический материал по организации экологического воспитания детей
«Экология от А до Я»
Воспитатель: Адзиева Ш. Ш.
с. Мюрего
2017г.
Актуальность
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).
Публикация «Экология от А до Я» размещена в разделах
Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задачи детского сада.
Экологическое воспитание - это одно из приоритетных направлений у нас в работе с детьми. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.
Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания нам представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Достижение поставленной цели стараемся осуществить через решение следующих задач:
Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
формирование элементарных естественно - научных представлений, знаний о природе;
формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Новизной и отличительной особенностью работы учреждения является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта
— в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
— в определении целей и результатов;
— в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
— в обогащении жизненного опыта;
— в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
— в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
В своей работе стараемся использовать весь арсенал доступных средств, используя различные формы работы, которые условно можно разделить на три направления:
1) НОД;
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми: беседы, наблюдения и опыты, познавательные природоведческие игры, чтение художественной литературы, труд в природе, проекты;
3) Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Для наблюдения за комнатными растениями в группе создан уголок природы, который знакомит детей с условиями необходимыми для их роста и развития.
Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках. Заполнение календаря - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя.
Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Они знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Здесь экскурсия выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в ее содержании основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы.
Стараемся чаще организовывать экскурсии, наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты и многое другое. Во время экскурсий дети знакомятся с многообразием растительного мира нашего поселка, с их необычными интересными особенностями, родиной их произрастания и т. д.
Широко используются экскурсии, прогулки на которых дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, с изменениями природы по сезонам (экскурсии в лес, парк, луг, водоем). На прогулках организуются игры с природным материалом («С какого дерева листок», «Найди названное растения», «Что несет муравей» и т. д.). Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения («Достань листочек», «Перепрыгни через палку», «Жучки» и т. д.). Проводятся беседы по безопасному поведению в природе.
Еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков.
Детям такие занятия нравятся, и они с нетерпением ждут каждое последующее. Ведь они знают, что на таких занятиях их ожидают интересные истории:
- о природе и природных явлениях;
- об обитатлях нашей природы;
- о тех важных взаимоотношениях, которыми все обитатели нашей планеты связаны друг с другом.
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях, о животных. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Акция «Посади дерево»
(приложение 1)
Актуальность: когда человек сажает дерево, то он соприкасается с Землей, соединяется с природой. Ребенок, участвующий в посадке дерева, учится понимать и чувствовать природу, ценить, уважать и любить все живое и став взрослым, не будет вырубать леса, убивать животных и отравлять воздух и воду. Он будет Созидателем, а не потребителем. Он будет Творцом, а не разрушителем.
Цель: развитие у детей интереса к изучению природы родного края.
Задачи:
- воспитывать в детях заботливое отношение к природе;
- привлечь родителей и сотрудников детского сада к участию и совместному проведению акции;
- продолжать восстанавливать озеленение территории детского сада.
В теплый майский денек ребята средней группы "Солнышко", вооружившись граблями, лопатами и лейками приступили к посадке саженцев.
На территории нашего участка появились замечательная дубовая аллея. Также были высажены саженцы рябины.
В акции активно участвовали сотрудники детского сада, с большим удовольствием принимали участие родители.
Наши дети настоящие патриоты своей Родины. Деревца посаженные ими будут радовать многие поколения других деток, которые будут посещать наш детский сад.
После посадки деревьев мы провели познавательную экскурсию по участку, поиграли с детьми в веселые подвижные игры "Такой листок - лети ко мне", "Мое любимое дерево", "Подарки от березы".
Целью этих игр является закрепление названий деревьев и их признаков; воспитание любви к природе; развитие памяти и внимание, ловкости; активизация словаря; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал.
В нашей группе было проведено занятие "Деревья наши друзья". Входе которого мы продолжали формировать у детей познавательный интерес к природе родного края, закрепляли знания о деревьях, развивали умения делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности. А также совершенствовали представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе. В процессе непосредственной образовательной деятельности мы использовали следующие дидактические игры: "С какого дерева листок", "Что сначала, что потом", "В лесу" и др.
В результате проведения акции была создана благоприятная среда для более тесного сотрудничества родителей с воспитателями, сформированы положительные отношения родителей к учреждению. А на территории нашего детского сада появились замечательные насаждения, которые станут украшением в любое время года.
Мы считаем, что если ребенок своими руками подарит жизнь новому деревцу, то в будущем он не станет им вредить, будет бережно относиться к природе. Сколько радости и восторга, когда он видит, как растет "его" дерево. Мы верим, что проделанная работа оставит добрый след в душе каждого ребенка. Ведь нашим детям принадлежит будущее, и мы, взрослые, должны научить их любить природу и охранять ее.
Пройдет время, дети вырастут, а вместе с ними и саженцы превратятся в красивые деревья. И пусть результат этого труда будет долгим, зато какое это чудо, когда кто-нибудь из детей в будущем сможет сказать: "Это дерево посадил я сам". Общими усилиями внесен вклад в сохранение окружающей среды родного края.
Многолетние наблюдения за детьми дают право говорить об огромной
роли развивающей настольно-печатной игры в жизни ребенка.
«Игра побуждает детей к усиленной умственной деятельности, требует от
них значительных напряжений, появляется возможность для развития
интеллекта» (Б. П. Никитин). Развиваются: внимание, помять, воображение,
зрительное и слуховое восприятие, умение находить зависимости и
закономерности. Участие детей в таких играх развивает обще учебные
навыки, умение планировать свою деятельность, коммуникативные и
организаторские способности. Удовлетворить детскую любознательность,
вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему
овладеть способами познания связей между предметами и явлениями живой
и неживой природы позволяет игра, прежде всего дидактическая. (приложение 2)
Приложение 2
1. Дидактическая игра:
«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».
Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.
Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.
Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.
Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.
Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:
а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)
а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)
а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)
б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)
4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)
5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)
б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)
6) а) Еду, еду - следу нету,
Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)
7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)
б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)
8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)
2. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр (обитателей морей и океанов, научить правильному и точному их описанию.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперё д и говорят: «Знаем, знаем!»
Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
3. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
4. Дидактическая игра: «Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.