Наталия Фролова
Экологическое воспитание детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего возраста
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
• Мягкое, доброжелательное общение;
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• Медленная выразительная речь, многократное повторения одного и того же;
• Подкрепление слова образом предмета;
• Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой;
• Использование предметов, вызывающих положительные эмоции детей;
• Создание воспитателем в своём поведении образа для подражания;
• Частые похвалы в адрес малышей.
Сентябрь
Наблюдение: “Растут ли цветы на нашем участке?”
Цель: Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые, на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растёт на территории. По дороге в непринуждённой беседе уточняет, где деревья, где кустарники, а где цветы. Останавливается с детьми около каждой клумбы. Подходя к цветам, даёт пример общения с растениями, говорит доброжелательно, ласково: “Здравствуйте, цветочки! Мы пришли на вас посмотреть!” И далее детям: “Ребята, послушайте: может быть цветы с нами здороваются? (Прислушиваются.) Нет, цветы хоть и живые, но говорить не умеют, говорить могут только люди – мы с вами”. Затем знакомит детей с названиями цветов. Обращает внимание дошкольников на красоту той части территории, где они растут. Говорит: “Как хорошо, что растут цветы! Началась осень, и без них в детском саду было бы уныло. Давайте отойдём и посмотрим на цветы издали. Как приятно на них смотреть! И ходить, и гулять около них тоже приятно!”
Октябрь.
Наблюдение: “Кто живёт в аквариуме?”
Цель: Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить её название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живёт в аквариуме, плавает в воде.
Ход наблюдения: Собрав ребят, воспитатель зовё т их посмотреть что-то очень интересное: “Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нём кто-то живёт! Вместе посмотрим, кто там живёт? (После паузы). Рыбка живёт. Она красивая. Она живёт в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая. Замечательно, что у нас есть такая рыбка!”
Ноябрь
Наблюдение: “Как мы заботимся о рыбке. ”
Цель: Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме – много воды комнатной температуры, на дне песок, в нём растёт трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбка хорошо себя чувствует, не болеет. Показать детям, что о живой рыбке надо заботиться – протирать стёкла аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить её.
Ход наблюдения: Воспитатель заранее готовит сосуд с чистой отстоянной водой и салфетки для протирки стёкол. Собрав детей, спрашивает: кто живёт в аквариуме? Какая рыбка там находится: игрушечная или живая (на последнем слове делает акцент? Уточнив, что рыбка живая, поясняет: ей нужны хорошие условия, чтобы она не болела. Рассматривает с детьми аквариум и всё, что в нём находится. Предлагает показать руками величину аквариума и то, как плавает рыбка. Протирает стёкла салфетками. Обращает внимание на то, что воды много, она чистая, рыбкам в аквариуме просторно и светло. Затем поясняет, что вода не горячая и не холодная – комнатной температуры, именно такая нужна рыбке. Предлагает потрогать воду в сосуде, поясняет, что такая же вода и в аквариуме. Выливает её, поясняя: “Теперь рыбке будет ещё лучше – мы ей долили чистой воды, протёрли стёкла, осталось только её покормить. Это надо делать каждый день – она живая, хочет есть, каждый день её надо кормить”. Воспитатель даёт корм, дети наблюдают, как рыбка его ест.
Декабрь
Наблюдение: “Как узнать ель (ёлку?”
Цель: Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёное, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает найти берёзу, посмотреть на неё, обращает внимание на то, что ветки уже голые, совсем без листьев, их нет на земле: она покрыта снегом. Затем ведёт детей к ёлке, спрашивает: что это за дерево? Может быть берёза? Даёт два названия (ель и ёлка, говорит, что это тоже дерево, очень красивое, всё зелёное. Предлагает детям голыми руками (без варежек) дотронутся до еловых лап – оно колючее. Дети обходят ель кругом, рассматривают её и радуются её красоте.
Январь
Наблюдение: “Кто прилетает на участок и на кормушку?”
Цель: Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорожках, в небе.
Ход наблюдения: Воспитатель учит детей замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи неё. Вызывает интерес к их поведению, учит выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют и т. д.) . Начать учить различать птиц – ворон, воробьёв, голубей.
Февраль
Наблюдение: “Какая птичка?”
Цель: Познакомить ещё с одним обитателем уголка природы: это птица, она называется, например, канарейка, похожа на птиц, которые живут на улице и которых дети наблюдали: у неё есть туловище, голова, хвост, лапки, на голове глаза и клюв; тельце покрыто перьями, она очень красивая.
Ход наблюдения: Для наблюдения воспитатель заранее готовит игрушечных птиц (по числу детей). Раздаёт игрушки после того, как все дети рассмотрят птицу в клетке, услышат её название, полюбуются ею, отреагируют эмоционально. После этого воспитатель показывает на игрушке части тела птиц, предлагает найти их и обвести пальцем на своих игрушках. Вслед за каждым показом обращает их внимание на живую птицу, просит поискать глазами ту часть тела, которую они рассматривали на игрушке.
Март
Наблюдение: “Вода – друг человека. ”
Цель: Показать, что в тёплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, как няня моет посуду, спрашивает, в какой воде – холодной или тёплой – она её моет. Няня показывает детям сначала грязную тарелку, затем чистую, говорит, что вода – её добрый помощник. Воспитатель сообщает : скоро Женский день, дети тоже могут помыть водой игрушки, кубики, кукольную посуду, Желающие (по двое) в одном тазу моют игрушки и вытирают их. Воспитатель отмечает, как хорошо тё плой водой мыть предметы: она делает их чистыми. Подчё ркивает: вода – друг человека, она ему помогает во всём; воду надо беречь, экономить, следить, чтобы она зря не утекала, закрывать кран, если вода не нужна.