Марина Аксенова
Методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
овременные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
ГБОУ лицей села Хрящевка СПДС «Золотой колосок»
Статья
Тема:Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС.
Автор: Аксенова Марина Анатольевна – воспитатель I квалификационной категории.
Публикация «Методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте ФГОС» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это наглядный пример поведения на дороге. Сложно сформировать у детей основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не выполняю их.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
• снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
• развитие психофизиологических качеств ребенка;
• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших.
В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаюсь принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.
В нашей группе оформлен уголок по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Страна Светофория». Это многофункциональный центр, где проводятся занятия дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.
Имеется: автогородок с дорожными разметками, светофором, дорожными знаками;
- макет «Путешествие по селу Хрящевка»;
-"дорожный"- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
- транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, полиция, гужевые повозки);
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр (жезлы, свисток, фуражки полицейских, флажки для перехода улицы, фуражки для шоферов, планшеты с перекрестком);
- плакаты;
- магнитное панно «Улица города»;
- фланелеграф;
- конструкторы разных видов «Игрушки транспортные»;
- пальчиковый театр «Дорожная грамота»;
- настольный театр «В гостях у Свистулькина»
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, я решила разнообразить содержательность и вариативность предметно – пространственной среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяю инновационные авторские дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей.
Я разработала авторские дидактические пособия, направленные на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах :
«Дорожное панно», «Волшебный куб» (воздушный транспорт, «Дорожная клавиатура», «Собери транспорт» (из крышек, «Дорожное дерево загадок».
Продумываю разные варианты их использования в зависимости от возрастных особенностей, содержания программы и образовательной ситуации.
Цель методических пособий : создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта;
- Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода;
- Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов;
- Закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении;
- Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения;
- Обучать детей умению собирать из частей целое;
- Развивать мелкую моторику, память, мышление;
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Значительное место в обучении старших дошкольников уделяю игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
«Дорожное панно» (используется как настенный, настольный или напольный коврик, все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются (с помощью липкой ленты) в зависимости от образовательной ситуации.
Младшие дошкольники знакомятся с разными видами транспорта, машинами специального назначения, ориентируются на местности - где находятся детский сад, больница, школа, магазин и т. д. Старшие дошкольники с дорожным ковриком работают в течение года: отгадывают загадки, расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: правильно перейди дорогу и дойдешь до детского сада, помоги зайчику перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
«Дорожная клавиатура» (загадки, вопросы, задания) «Дорожное дерево загадок»
«Волшебный куб» - воздушный транспорт. Играя с кубом дошкольники знакомятся с воздушным транспортом, с его назначением, высотой полета, одновременно развивается и мелкая моторика (застежки, резинки, шнуровки, пуговицы, клепки и т. д) Дидактические игры, проблемные задания требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (из кубиков, пазлов) «Собери картинку» (из пластиковых крышек, на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки по группам, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
Знания по ПДД закрепляю с детьми в театрализованной деятельности с участием героев сказок и мультфильмов, использую пальчиковый «Дорожная страна» и настольный театры «В гостях у Свистулькина». Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определё нной последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики, эмоциональному восприятию. Театрализованные игры и представления развивают у детей познавательную активность, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают удовольствие от действий с куклами.
Пальчиковый театр «Дорожная страна»
Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это наглядный пример поведения на дороге. Сложно сформировать у детей основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не выполняю их.
Наши родители являются активными участниками педагогического процесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют вместе с детьми семейные портфолио, альбомы «Грамотные пешеходы», «Помощники светофорика», принимают участие в конкурсах, КВН, развлечениях по ПДД - это дает положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближает всех участников воспитательно - образовательного процесса.
В работе с родителями использовала новую интересную форму «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению дошкольников основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной теме. Для закрепления программного материала, детям даю задания которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку про тот знак, который мы изучали". В группе оформлен уголок для родителей «Внимательный родитель», где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в ДОУ имеется стенд наглядной агитации для родителей, сотрудников, содержащий информацию по правилам дорожного движения : плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются.
Я попыталась показать, как с помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам дорожного движения.